Изображения литургического характера, то есть те, которые представляют совершение церковных таинств или указывают на них лишь символически. Сюда относится изображение рыбы. Так как первые последователи ИисусаХриста принадлежали к числу рыболовов, то Спаситель в своем обращении с ними, применяясь к их состоянию, называет их ловцами людей. В другой раз уподобляет Царство Небесное неводу, наполненному различного рода рыбами (Мф., XIII, 47—48; IV, 19; Мк., I, 17; Лк., V, 10); в третий раз проводит параллель между небесными благами и рыбою (Мф., VIII, 9—11). В этих сравнениях Спасителя, заимствованных из обычной жизни, заключается первый мотив для введения рыбы в круг символов изобразительного искусства. К этому присоединилось еще одно весьма важное обстоятельство, которое содействовало распространению этого символа. Греческое наименование рыбы ICHTHYS заключает в себе пять монограмм, относящихся к Иисусу Христу: lesus, CHristos, THeu, hYios, Soter. Мысль эта раскрывается в сочинениях Мелитона Сардийского, Оригена, Оптата Милевитского, Августина и Максима Туринского.
Символическое значение рыбы довольно широко. Рыба означает Иисуса Христа как основателя и хранителя церкви, что видно из изображения на известной ониксовой камее, где представлен корабль церкви, покоящийся на рыбе. Рыба означает иногда христианина. Но особенно выделяется значение рыбы евхаристическое. В катакомбах Люцины находится замечательное в этом смысле изображение, оно представляет двух плавающих рыб, на спинах которых находятся корзины, наполненные хлебами. Рыба — Иисус Христос, хлебы — символ Евхаристии. Та же самая мысль еще с большею ясностию раскрыта в надписи (IV в.), открытой в 1839 г. на кладбище в Отене, где находится стихотворное (в виде акростиха) обращение к Спасителю, чтобы Он насытил Пектория рыбою, сладкою как мед. В целой надписи речь идет о Крещении и Евхаристии. В надгробной надписи, приписываемой фригийскому епископу Аверкию (II в.), находится выражение той же мысли. Особенный интерес ее заключается в последних словах: «Вера руководила мною и предлагала (мне) в пищу рыбу от источника (жизни), ту большую и чистую рыбу, которую держала в своих недрах Непорочная Дева и которую Она дала друзьям для ядения во все времена, предлагая еще целебное вино, смешанное с хлебом… Всякий единомышленник мой, читая это, помолится о мне». Очевидно, речь идет о Таинстве Евхаристии: символ Евхаристии — рыба; наряду с нею другие символы — хлеб и вино.