Мы с вами обсудили некоторые вопросы, с которыми сталкивается человек, начиная ходить в Церковь. Мы увидели, что можно молиться не только в храме, но и дома. Многие из нас уже не представляют себе утро без молитвы, без сердечного обращения к Богу. Однако, огромное количество наших современников, людей умных и добрых, живет и не задумывается о Боге. Бывает так, что некоторые случаи жизни заставляют их прийти в храм, но даже здесь они не хотят думать о Боге и говорить о нём. По сути, вся жизнь этих благословенных людей сосредоточена на материальном. При этом, нельзя сказать, что это плохие люди, нет, они бывают очень отзывчивы, внимательны и участливы, однако невидимый мир их мало интересует. Поэтому такому человеку слова «Бога не видел никто никогда» (Ин. 1, 18) будут не поводом для того, чтобы начать поиски своего пути к Богу, а поводом для того, чтобы утвердиться в своей правоте и не пытаться найти Того, Кого никто никогда не видел.
И ведь такой человек может сказать, что он честен. Честен перед собой, так и перед Богом, если допустить, что Он есть. Ведь существуют невидимые субстанции, такие как газы, например. Такой человек хоть и честен в известной мере, но он сам может подтвердить, что далёк от праведности. Именно этим отличается праведник от агностика – человека не знающего Бога, а зачастую и не хотящего знать Его. Ведь праведник помнит, что хоть он сам не видит Бога, Бог видит его. Праведник живет с чётким ощущением, что каждый его шаг видит Бог.
Но нужно отметить, что не только праведники искали Бога, ведь Бог «пришел в мир спасти грешников» (1 Тим. 1, 15). Библия полна различных историй, в которых рассказывается о праведниках и грешниках, нашедших Бога. Эти люди шли к Богу путём веры, однако были и те, опыт которых может быть важен особенно в наше время. Это древние мудрецы, которые достигли больших успехов в науке и их имена знакомы всем со школьной скамьи. Изучая мир и его устройство, эти славные мужи видели, что в этом дивном мире есть особый закон и порядок, установленный кем-то, Кого никто не видел.
Так, известный нам из курса геометрии Фалес Милетский считал, что старше всех вещей — Бог, ибо он не рожден. У Божества нет ни начала, ни конца. Очевидно, что только на грани этого видимого мира, который изучал Фалес, и невидимого, о котором он размышлял, можно было прийти к таким мыслям. Древние ученые не отрицали существования невидимого мира. Для них он не был фантазией или выдумкой, он был необходимостью. Без невидимого и недостижимого этот материальный мир оказывался несостоятельным. Ученые понимали, что ум, который проникает в глубины мироздания, может и без наглядных образов получить правильное понимание о строении вселенной и законах, на которых она держится. Свои умозаключения философы проверили на опыте, на материальных вещах. Вот так они нащупали грань между видимым и невидимым миром – умозрительный мир невидим, а мир, который доступен телесному зрению – материален. И эти миры одинаково реальны, так как законы, которые они постигли умозрительно, работают и в материальном мире. Здесь необходимо отличать умозрение от фантазии. Об этом хорошо говорил другой философ, Парменид. Для него бытие это то, что можно помыслить. Фантазия – это небытие.
Вот такой путь от познания законов природы довёл мудрецов до мыли о Боге, которого они не видели, но были уверены в Нём, как в доказанных ими теоремах. Путь же библейских праведников другой. Это путь откровения, о котором мы поговорим позже.