17 стих: В один день, когда Он учил, и сидели тут фарисеи и законоучители, пришедшие из всех мест Галилеи и Иудеи и из Иерусалима, и сила Господня являлась в исцелении больных, —
18 стих: вот, принесли некоторые на постели человека, который был расслаблен, и старались внести его в дом и положить перед Иисусом;
19 стих: и, не найдя, где пронести его за многолюдством, влезли на верх дома и сквозь кровлю спустили его с постелью на средину пред Иисуса.
20 стих: И Он, видя веру их, сказал человеку тому: прощаются тебе грехи твои.
21 стих: Книжники и фарисеи начали рассуждать, говоря: кто это, который богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога?
22 стих: Иисус, уразумев помышления их, сказал им в ответ: что вы помышляете в сердцах ваших?
23 стих: Что легче сказать: прощаются тебе грехи твои, или сказать: встань и ходи?
24 стих: Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, — сказал Он расслабленному: тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой.
25 стих: И он тотчас встал перед ними, взял, на чём лежал, и пошел в дом свой, славя Бога.
26 стих: И ужас объял всех, и славили Бога и, быв исполнены страха, говорили: чудные дела видели мы ныне.
Толкование святителем Амвросием Медиоланским
17 стих: В один день, когда Он учил, и сидели тут фарисеи и законоучители, пришедшие из всех мест Галилеи и Иудеи и из Иерусалима, и сила Господня являлась в исцелении больных, —
18 стих: вот, принесли некоторые на постели человека, который был расслаблен, и старались внести его в дом и положить перед Иисусом;
19 стих: и, не найдя, где пронести его за многолюдством, влезли на верх дома и сквозь кровлю спустили его с постелью на средину пред Иисуса.
Больные и грешники
Научись, осуждающий, прощать; научись, больной, просить. Если ты не веришь в прощение тяжелых грехов, то воззри на грешников, воззри на Церковь, которая за тебя молится, воззрением на которую Господь прощает тебе то, в чем мог бы отказать.
И хотя мы не должны отказываться от доверия к истории, так что мы действительно верим, что тело этого паралитика было исцелено, однако познай здравие внутреннего человека, которому прощены грехи.
20 стих: И Он, видя веру их, сказал человеку тому: прощаются тебе грехи твои.
Господь, желая сделать здравыми грешников, показал, что Он есть Бог, познанием тайных вещей и чудесностью деяний добавляя: Что легче сказать, отпускаются тебе грехи, или сказать: восстань и ходи? (Лк 5:23). Это означает, что был исцелен целый человек. И поскольку великое дело — отпускать людям грехи, то кто может оставлять грехи, кроме одного Бога, Который отпускает грехи через тех, которым Он уделил власть отпущения грехов? Однако намного более божественным является давать воскресение телам, ибо Сам Господь есть Воскресение.
21 стих: Книжники и фарисеи начали рассуждать, говоря: кто это, который богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога?
22 стих: Иисус, уразумев помышления их, сказал им в ответ: что вы помышляете в сердцах ваших?
23 стих: Что легче сказать: прощаются тебе грехи твои, или сказать: встань и ходи?
Хотя мы не должны упускать из виду историческую правдивость повествования и верим, что тело расслабленного было действительно исцелено, узнай в этом и исцеление внутреннего человека, которому прощаются грехи. Иудеи, объявляя, что только Господь может даровать прощение (см. Лк. 5:21), явно признают Его Богом и своим суждением показывают свое неверие: дело признают, Совершителя отрицают. Сын Божий получил от иудеев свидетельство о Своих делах, не нуждаясь в голосах одобрения: неверующий может признать, но не может поверить. Они свидетельствуют о Боге, но им не хватает веры для спасения. И тем весомее их свидетельство для веры, что они исповедуют против воли; и тем гибельнее их отрицание, потому что собственные слова обличают их. Велико безумие маловерного народа: признавая, что только Бог может прощать грехи, они не верят Самому Богу, прощающему грехи. Но Господь, желая грешникам спасения (см. 1 Тим. 1:15), являет Свое божество и в том, что знает тайное, и в том, что совершает дивное, говоря: Что легче сказать: прощаются тебе грехи твои, или сказать: встань и ходи? (Лк. 5:23).
Иудеи, не имея любви, начали злословить. Он сказал злословящим: Что вы помышляете злое в сердцах ваших? (Лк. 5:22). Кто говорит это? Священник великий (ср. Евр. 10:21). Он увидел проказу в сердцах иудеев и показал, что они хуже прокаженного: тому Он велел показаться священнику, а их Священник отвергает, чтобы они не заразили других своей проказой.
24 стих: Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, — сказал Он расслабленному: тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой.
Далее следует: И укрепит Господь его на одре болезни его. Ты обратил все ложе его в болезнь его (Пс. 40:4). Что это за ложе болезни, если не бренная плоть? И хорошо сказано «одр болезни», потому что тело принадлежит смерти, от этого тела смерти апостол призывает избавиться1, чтобы воспрянуть словно из могилы, в которой лежит больная душа, словно распростершись на ложе. Симмах сказал: одр несчастья, Аквила: постель несчастья; мужи Септуагинты решили, что нужно сказать выразительнее: одр болезни. Следовательно, эти строки надо употреблять, говоря о тех, кто долго страдает от телесной слабости, чтобы они получили лекарство от Бога и заслужили выздоровление.
Итак, одр души — это слабая плоть, недугу которой сострадает наша душа. Если душа имеет Господа помощником, она говорит плоти: Встань, возьми одр твой и иди в дом твой (Лк. 5:24). Укрепленный этим словом Бога больной встает и берет одр свой, на котором лежал, и возвращается в прежнее состояние здоровья. Это означает «вернуться в свой дом», чтобы обитать в жилище крепкого здоровья. Кто живет там, правит; кто правит, обладает поддерживающей их благодатью добродетели. К тому же Господь изменяет все ложе лежащего в болезни, удостоив его Своим присутствием. «Изменяет ложе» — значит изменяет состояние человека или из здорового в больное, или из больного в здоровое. И тот, кто болен, сам обращается к средству исцеления.
Так Господь Иисус, хотя Он изъязвлен был за грехи наши (Ис. 53:5), однако не пребыл в тлении, но Сам изменил Себя к лучшему для спасения всех. Итак, страдание разрушило тление, воскресение разрушило смерть. Как Он Сам обратил Себя к искуплению народов и не познал ни жала смерти, ни болезни раны, так и верующего в Него, даже тяжело больного, Он освобождает от смерти и возвращает к жизни. Итак, все ложе, то есть немощь всех людей, Он обратил в Свою немощь. Христос принял слабости всех в Свою плоть, взошел на крест и обратил немощи всех в немощь Своего тела. Потому Исаия говорит: Раной Его мы исцелились (Ис. 53:5).
Борцы поступают так: они поддаются тем, с кем сходятся в бою, и кажется, что их можно прижать к земле и победить, и вдруг, когда их считают уже побежденными и сокрушенными, с великим мастерством они поворачиваются, чтобы сбросить того, кто сверху. Падает тот, кто был сверху, а тот, кто был снизу, оказывается сверху, повергая на землю нападающего. В духовной схватке Господь Иисус, взяв наши бремена и приняв вид немощи, вступил в эту борьбу во время Своих страданий, чтобы Его противник посчитал Его человеком, равным другим, которого легко можно одолеть. Господь сложил оружие божественной природы, принял подобие человека. Предвкушая победу, искуситель подошел ближе, желая ранить Его дротиком; он думал, что Иисуса, как Адама, можно победить ударом в ребро. Но раненный в бок Господь Иисус произвел жизнь из раны, уничтожил всякий грех, низверг противника, у которого Он отнял смерть разбойника. И в этой смерти, в этом погребении Своего тела, когда Он казался побежденным и низвергнутым, Он повернулся Своею силой, противник пал, Господь воскрес.
25 стих: И он тотчас встал перед ними, взял, на чём лежал, и пошел в дом свой, славя Бога.
Исцелив раны души и тела, отпустив грехи и устранив немощь плоти, Господь являет здесь совершенный образ воскресения — а это значит, исцелен весь человек. Итак, великое дело — оставлять людям грехи! И кто может прощать грехи, кроме одного Бога (Лк. 5:21), милующего также через тех, кому Он дает власть оставлять грехи? Но самое божественное деяние — даровать телам воскресение, коль скоро Сам Господь — воскресение (см. Ин. 11:25).
Постель, которую Он приказывает взять исцеленному, это повеление воздвигнуть человеческое тело, оно ложе, каждую ночь омываемое слезами Давида (ср. Пс. 6:7), ложе болезни, на котором лежала наша душа, мучимая тяжкими терзаниями совести. Но для человека, поступающего по заповедям Христовым, это уже ложе не болезни, но покоя. По милосердию Господа, смерть стала покоем: Он превратил смертный сон в благодатную радость. Он приказывает не только взять ложе, но и вернуться в дом свой, то есть в рай — ведь это и есть истинным дом, изначала принявший человека и утраченный из-за обмана, вопреки закону. По справедливости дом возвращается нам, потому что пришел Тот, Кто развязал узы обмана и преобразил закон.
Исцеление не замедлило: слово изошло и врачевание произошло в одно мгновение.
26 стих: И ужас объял всех, и славили Бога и, быв исполнены страха, говорили: чудные дела видели мы ныне.
Не веря, они смотрят, как больной встает, дивятся, как он уходит, — и предпочитают убояться чуда божественного исцеления, чем поверить в него. Если бы они уверовали, то не испугались бы, но возлюбили, потому что совершенная любовь изгоняет страх (1 Ин. 4:18).