25 стих: И следовало за Ним множество народа из Галилеи и Десятиградия, и Иерусалима, и Иудеи, и из-за Иордана.
1 стих: Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его.
2 стих: И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря:
3 стих: Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
4 стих: Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
5 стих: Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
6 стих: Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
7 стих: Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
8 стих: Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
9 стих: Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
10 стих: Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
11стих: Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.
12 стих: Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.
Толкование святителем Игнатием (Брянчаниновым)
3 стих: Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
Какое первое ощущение является в душе от исполнения евангельских заповедей? – Нищета духа.
Едва христианин захочет осуществлять в действиях своих, внешних и внутренних, евангельские заповеди, как увидит поврежденную свою природу, восстающую против Евангелия, упорно противодействующую Евангелию.
Христианин, при свете Евангелия, видит в себе падение человечества.
От этого зрения естественно рождается смиренное понятие о себе, называемое в Евангелии нищетою духа (Мф. 5:3).
Нищета духа – блаженство, первое в евангельском порядке, первое в порядке духовного преуспеяния, первое состояние духовное, первая ступень в лествице блаженств.
Всякое ощущение и состояние, принадлежащие естеству обновленному, составляют по необходимости и блаженство, как проявление в душе небесного царства, как залог спасения, как предощущение вечного блаженства.
О нищете духа сказал святой Давид: жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит (Пс. 50:19).
Нищета духа – соль для всех духовных жертв и всесожжений. Если они не осолены этой солью, – Бог отвергает их. Зрение падения своего уже есть блаженство для падшего человека. Видящий падение свое способен признать необходимость спасения, Спасителя, – способен уверовать в Евангелие живою верою.
Такое состояние – дар благодати, действие благодати, ее плод, а потому и блаженство.
Нищему свойственно печалиться о нищете своей.
Нищета духа рождает следующее за ним блаженство: плач.
<…>
Осмотри величественную духовною лествицу блаженств евангельских, осмотри каждую ступень. Хорошо быть на высоте этой лествицы; но поистине блажен и тот, кто находится хотя на первой ее ступени.
На этой лествице скачки невозможны: непременно должно восходить со ступени на ступень. Ведет по ним Божественная благодать: возводит человека на следующую ступень не тогда, когда он удостояет себя этого, но когда она признает его достойным.
Достойны возвышения – смиренные.
Не сочини сам себе блаженства: гордое и глупое самомнение может сочинить для человека такое блаженство, и оно в течении всей жизни будет обманывать тебя, льстить тебе, – лишит истинного блага на земле и на небе.
Ищи нищеты духовной. Искание этого блаженства позволительно и похвально. Оно – основание, податель всех прочих блаженств. Когда поколеблется основание: тогда и тот, кто стоял на высшей степени духовного преуспеяния, обрушивается вниз, и часто разбивается до смерти.
Обретается нищета духа изучением Евангелия, исполнением его велений, сличением своих действий и качеств с велениями Евангелия, принуждением своего сердца к великодушному перенесению обид, самоукорением, молитвою о получении сердца сокрушенного и смиренного.
Прошения гордые Бог отвергает, ненужные не исполняет, но когда Его создание просит у Него дара существенно полезного и необходимого, – Он ниспосылает его из неоскудевающих Своих сокровищ.
Существенно полезный, необходимый для человека духовный дар от Бога – «нищета духа». Аминь.
4 стих: Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
Нищему свойственно печалиться о нищете своей.
Нищета духа рождает следующее за ним блаженство: плач.
Плач – благочестивая печаль верной души, глядящейся в зеркало Евангелия, видящей в этом зеркале бесчисленные свои греховные пятна.
Такая душа омывает свои пятна святою водою – слезами; стирает пятна святою печалью.
Несказанное утешение, несказанная легкость проливаются в сердце после пролития спасительных слез о грехах, о падении, – слез, являющихся по причине ощущения нищеты духовной.
Если здесь, на земле, благочестивый плач доставляет такое несравнимое духовное утешение, – какое же он приготовить блаженство в будущем веке?
Христос произнес приговор о благочестиво плачущих: блаженни плачущии.
Ты сделал грехи? – Пролей слезы.
Кто занят глубоким рассматриванием самого себя, кто видит себя оскверненным бесчисленными грехами, кто признает себя достойным вечной муки, и уже оплакивает, как присужденного к ней: тот мало видит или вовсе не видит недостатков в ближнем, удобно извиняет те недостатки, которые видит, – охотно, от сердца прощает все обиды и оскорбления.
5 стих: Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
Состояние души, при котором устранены из нее гнев, ненависть, памятозлобие и осуждение, есть новое блаженство: оно называется: кротость.
Блаженни кротции, возвестил Спаситель, яко тии наследят землю.
Какая это земля?… После падения Бог назвал землею Адама, а в Адаме назвал землею и меня: земля еси и в землю отыдеши (Быт. 3:19).
Будучи землею, я вместе с тем и лишен владения этою землею: похищают ее у меня различные страсти, в особенности насилующий и увлекающий меня лютый гнев; я лишен всей власти над собою. Кротость возвращает мне эту власть, вводит меня во владение моим наследием, моею землею, мною, моею плотью, моею кровью, моими порывами. Кротции наследят землю, и насладятся о множестве мира (Пс. 36:11).
6 стих: Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
Возобладав снова землею, начинаю желать неба: вхожу в новое состояние, устрояемое во мне благодатью, в новое блаженство: начинаю алкать и жаждать правды Божией, — не пустой, человеческой.
7 стих: Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
Правда Божественная явилась человечеству в Божественном милосердии, и повелела нам уподобиться Богу совершенным милосердием (Мф. 5:48), не какою другою добродетелью. Милосердие никого не осуждает, любит врагов, полагает душу за друзей, соделывает человека Богоподобным. Это состояние – опять блаженство (Мф. 5:7).
8 стих: Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
Сердце, объятое милостью, не может иметь никакого помышления о зле; все помыслы его – благость. То сердце, в котором движется одно добро, есть сердце чистое, способное к Богозрению. Блаженни чистии сердцем, яко тии Бога узрят. Что значит чистое сердце? спросили одного великого наставника иночествующих. Он отвечал: “сердце, по подобию Божества движимое безмерным чувством милости ко всем созданиям (преподобный Исаак Сирский, Слово 48)”.
9 стих: Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
В чистое сердце нисходит мир Божий, соединяет дотоле разделенные ум, душу и тело, воссозидает человека, соделывает его потомком Нового Адама.
Мир Божий – удел святых Божиих: посредством святого мира, христианин, совершив поприще покаяния, примиряется с Богом, со всеми обстоятельствами, со всеми ближними, с самим собою; он соделывается сыном Божиим по благодати. Мир Божий сопутствуется явственным присутствием в человеке Святого Духа; он – действие, плод Святого Духа. Стяжавший в себя мир Божий, способен к прочим окончательным блаженствам: к благодушному претерпению, к претерпению с радостью поношений, клевет, изгнаний и прочих напастей. Стяжавший мир Божий не страшится внешних волн: на весах сердца его утешение благодатное уничтожило всю ценность земного великого и сладостного, всю тягость земного скорбного и горького.