SENIM

7 мая. Евангелие от Иоанна 6 глава, 35-39 стихи

0:00 / 0:00
Евангелие от Иоанна 6 глава, 35-39 стихи

Евангелие от Иоанна 6 глава, 35-39 стихи

35 стих: Иисус же сказал им: Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда.

36 стих: Но Я сказал вам, что вы и видели Меня, и не веруете.

37 стих: Все, что дает Мне Отец, ко Мне придет; и приходящего ко Мне не изгоню вон,

38 стих: ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца.

39 стих: Воля же пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но все то воскресить в последний день.

Комментирует cвященник Стефан Домусчи

Люди могут придерживаться разных взглядов: политических, религиозных, культурных. Они спорят об истине, пытаются устроить жизнь наилучшим образом, спорят и не соглашаются друг с другом… Но как бы они не отличались и сколько бы ни спорили — одно их объединяет точно — они зависят от материальных благ, пусть в большей или меньшей степени. Никто из нас не свободен от того, чтобы есть и пить, заботиться о своем теле, о бытовой стороне жизни… И все же, человек, который заботится только об этом, производит печальное, если не сказать гнетущее впечатление. В конце концов, если нас интересуют только физиологические потребности, чем мы отличаемся от животных, которые также едят, пьют и ищут укрытие в непогоду? Конечно, несмотря на свою зависимость от внешнего мира, человек не должен до конца подчиняться ему.

В сегодняшнем чтении мы слышим, как Христос обращается к людям с проповедью о хлебе жизни. Его слова станут понятнее, если вспомнить, что Он говорит с людьми, которые совсем недавно насытились чудесным образом и искали Его не потому, что поверили в Него как в Мессию, но потому что Он накормил их.

Обличая их потребительское отношение, Он призывает их заботиться не о тленной пище, но о той, которая, как говорит сегодняшний текст, «пребывает в жизнь вечную». Если обратиться к буквальному переводу, можно увидеть, что в первом случае речь идет о хлебе обычном, который портится и истлевает… Во втором же случае, речь идет о том хлебе, который не истлевает, но пребывает всегда. Причастность этому хлебу дает причастность жизни вечной, которую дает человеку Христос.

Пока они еще не понимают, что Он говорит о Себе, и задают очевидный для себя вопрос: что нам делать, чтобы творить дела Божии? Они, конечно, видели чудо, но Христос для них пока просто мудрец или пророк и от него, как от мудреца, стоит ждать очередного толкования закона… Ждать конкретных инструкций и указаний что и как делать, как и к чему относиться. Однако Христос говорит о чем-то совершенно ином. Отвечая на их вопрос, он не дает инструкций, не говорит вообще об исполнении закона. Делом Божиим оказывается вера! Причем не простая вера в Бога, которой, несомненно, обладали слушающие… Нет, речь идет о вере в Него Самого, как в Того, кто послан Богом. И это вызывает у слушающих сомнение. Если бы перед ними был раввин, в центр проповеди он поставил бы закон и его толкование… Но этот человек говорит совершенно о другом.

Может показаться, что эта беседа с иудеями не очень важна… Но на самом деле именно здесь проходит та линия, которая разграничивает богословие Ветхого и Нового Завета. Для Ветхого Завета верность Богу проявлялась в том, что человек исполнял закон. Однако смысл Нового в том, что законом спастись невозможно. Возможно привести человека в чувство, показать ему направление, вывести его из дикого языческого состояния и направить к Богу… Но всего этого недостаточно для того, чтобы человек стал способен к единству с Богом. Для этого Сам Бог должен стать человеком и через себя привести всех к Небесному Отцу. Для того, чтобы пойти за Христом нужно было возвыситься над бытовым восприятием веры… Мы живем в Новом Завете, верим в Богочеловека Христа… И все же нам также стоит каждый раз припоминать эти Его сегодняшние слова: дело Божие состоит в том, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал. 

У вас есть вопрос? Свяжитесь с нами!

Контактная информация