SENIM

5 мая. Деяний святых апостолов 6 глава 8-15 стихи, 7 глава 1-5 стихи и 47-60 стихи

0:00 / 0:00
Деяний святых апостолов 6 глава 8-15 стихи, 7 глава 1-5 стихи и 47-60 стихи

Деяний святых апостолов 6 глава 8-15 стихи, 7 глава 1-5 стихи и 47-60 стихи

6 глава

8 стих: А Стефан, исполненный веры и силы, совершал великие чудеса и знамения в народе.

9 стих: Некоторые из так называемой синагоги Либертинцев и Киринейцев и Александрийцев и некоторые из Киликии и Асии вступили в спор со Стефаном;

10 стих: но не могли противостоять мудрости и Духу, Которым он говорил.

11 стих: Тогда научили они некоторых сказать: мы слышали, как он говорил хульные слова на Моисея и на Бога.

12 стих: И возбудили народ и старейшин и книжников и, напав, схватили его и повели в синедрион.

13 стих: И представили ложных свидетелей, которые говорили: этот человек не перестает говорить хульные слова на святое место сие и на закон.

14 стих: Ибо мы слышали, как он говорил, что Иисус Назорей разрушит место сие и переменит обычаи, которые передал нам Моисей.

15 стих: И все, сидящие в синедрионе, смотря на него, видели лице его, как лице Ангела.

Глава 7

1 стих: Тогда сказал первосвященник: так ли это?

2 стих: Но он сказал: мужи братия и отцы! послушайте. Бог славы явился отцу нашему Аврааму в Месопотамии, прежде переселения его в Харран, 

3 стих: и сказал ему: выйди из земли твоей и из родства твоего и из дома отца твоего, и пойди в землю, которую покажу тебе.

4 стих: Тогда он вышел из земли Халдейской и поселился в Харране; а оттуда, по смерти отца его, переселил его Бог в сию землю, в которой вы ныне живете.

5 стих: И не дал ему на ней наследства ни на стопу ноги, а обещал дать ее во владение ему и потомству его по нем, когда еще был он бездетен.

47 стих: Соломон же построил Ему дом.

48 стих: Но Всевышний не в рукотворенных храмах живет, как говорит пророк:

49 стих: Небо — престол Мой, и земля — подножие ног Моих. Какой дом созиждете Мне, говорит Господь, или какое место для покоя Моего?

50 стих: Не Моя ли рука сотворила всё сие?

51 стих: Жестоковыйные! люди с необрезанным сердцем и ушами! вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы.

52 стих: Кого из пророков не гнали отцы ваши? Они убили предвозвестивших пришествие Праведника, Которого предателями и убийцами сделались ныне вы,

53 стих: вы, которые приняли закон при служении Ангелов и не сохранили.

54 стих: Слушая сие, они рвались сердцами своими и скрежетали на него зубами.

55 стих: Стефан же, будучи исполнен Духа Святаго, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога,

56 стих: и сказал: вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога.

57 стих: Но они, закричав громким голосом, затыкали уши свои, и единодушно устремились на него,

58 стих: и, выведя за город, стали побивать его камнями. Свидетели же положили свои одежды у ног юноши, именем Савла,

59 стих: и побивали камнями Стефана, который молился и говорил: Господи Иисусе! приими дух мой.

60 стих: И, преклонив колени, воскликнул громким голосом: Господи! не вмени им греха сего. И, сказав сие, почил.

Комментирует Протоиерей Павел Великанов

История первой мученической смерти из числа христиан — весьма показательна. Стефан вступает в диспут с представителями традиционного иудаизма — для которых он — модернист и богохульник. Однако, как пишет Лука, Стефан был настолько убедителен, будучи исполнен веры и Духа, что на его фоне противники выглядели жалко и нелепо. Что, в свою очередь, породило в них ещё большее неприятие — уже не только учения, но и самой личности Стефана.

Дальнейший сценарий вполне предсказуем. Стефан оклеветан, духовные авторитеты искусственно взбудоражены, апостол схвачен и начинается суд у первосвященника. Однако то, что говорит Стефан, совершенно не похоже на оправдательную речь обвиняемого: словно Сократ, апостол разворачивает обвинение на самих гонителей, аргументированно показывая, что они и в этой ситуации снова — вполне в духе традиции — выступают явными богоборцами. Речь Стефана настолько была пронзительной и болезненной для слуха иудеев, что они, позабыв про запрет римских властей предавать смерти кого бы то ни было, устраивают самосуд, забивая апостола насмерть камнями.

Религиозный фанатизм — страшное явление. Любой фанатизм опасен, но ничего не сравнится по силе с тем кажущимся высшим оправданием любого зла, которое развязывает руки именно религиозному фанатику. Об этой роковой подмене предупреждал Своих учеников Христос Спаситель: «Изгонят вас из синагог; даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу. Так будут поступать, потому что не познали ни Отца, ни Меня (Иоан.16:2-3)». Ключевое понятие здесь — незнание Бога, и полная зависимость от привычных религиозных представлений. К этим словам Христа хочется добавить удивительную по своей глубине мысль преподобного Марка Подвижника — «Ад есть неведение, ибо и тот и другое мрачны». То есть фанатизм по определению — мрачен, и эта мрачность есть наиболее показательное отражение катастрофического неведения фанатиком Бога, Который есть свет и радость.

Иудеи-фанатики, забивающие в ярости Стефана насмерть, как им казалось, вырывают самый корень религиозных шатаний. Они воспринимали это как «дело Божие», совершаемое их руками. Но по факту, своими действиями они закладывали основу для стремительного распространения христианства далеко за пределами греко-римского мира: ведь самосуд, совершенный в ярости, говорит только об одном — о неправоте, лживости и бессилии. Вслед за мученической кончиной перводиакона Стефана пойдёт ещё длинная череда насильственных и беззаконных смертей — каждая из которых станет семенем свидетельства о Христе не только словами, но и самой жизнью.

Как же важно помнить нам, христианам, что самоуверенная мрачность религиозных фанатиков — и просиявший, словно солнце, исповедающий Христа Стефан — прекрасные показатели двух прямо противоположных духовных состояний! Беречь себя от духовного мраколюбия и возгревать в себе тёплый свет Христов — вот к чему сегодня призывает нас Книга Деяний!

У вас есть вопрос? Свяжитесь с нами!

Контактная информация