Притчи Соломона 23 глава 15-35 стихи, 24 глава 1-5 стихи
23 глава
15 стих: Сын мой! если сердце твое будет мудро, то порадуется и мое сердце;
16 стих: и внутренности мои будут радоваться, когда уста твои будут говорить правое.
17 стих: Да не завидует сердце твое грешникам, но да пребудет оно во все дни в страхе Господнем;
18 стих: потому что есть будущность, и надежда твоя не потеряна.
19 стих: Слушай, сын мой, и будь мудр, и направляй сердце твое на прямой путь.
20 стих: Не будь между упивающимися вином, между пресыщающимися мясом:
21 стих: потому что пьяница и пресыщающийся обеднеют, и сонливость оденет в рубище.
22 стих: Слушайся отца твоего: он родил тебя; и не пренебрегай матери твоей, когда она и состарится.
23 стих: Купи истину и не продавай мудрости и учения и разума.
24 стих: Торжествует отец праведника, и родивший мудрого радуется о нем.
25 стих: Да веселится отец твой и да торжествует мать твоя, родившая тебя.
26 стих: Сын мой! отдай сердце твое мне, и глаза твои да наблюдают пути мои,
27 стих: потому что блудница — глубокая пропасть, и чужая жена — тесный колодезь;
28 стих: она, как разбойник, сидит в засаде и умножает между людьми законопреступников.
29 стих: У кого вой? у кого стон? у кого ссоры? у кого горе? у кого раны без причины? у кого багровые глаза?
30 стих: У тех, которые долго сидят за вином, которые приходят отыскивать [вина] приправленного.
31 стих: Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно:
32 стих: впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид;
33 стих: глаза твои будут смотреть на чужих жен, и сердце твое заговорит развратное,
34 стих: и ты будешь, как спящий среди моря и как спящий на верху мачты.
35 стих: [И скажешь]: «били меня, мне не было больно; толкали меня, я не чувствовал. Когда проснусь, опять буду искать того же».
24 глава
1 стих: Не ревнуй злым людям и не желай быть с ними,
2 стих: потому что о насилии помышляет сердце их, и о злом говорят уста их.
3 стих: Мудростью устрояется дом и разумом утверждается,
4 стих: и с уменьем внутренности его наполняются всяким драгоценным и прекрасным имуществом.
5 стих: Человек мудрый силен, и человек разумный укрепляет силу свою.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист. С точки зрения Священного Писания высшее благо человека состоит в хранении чистой совести, ведь именно чистая совесть даёт человеку возможность приблизиться к Богу, научиться слышать Его и пребывать у Него в послушании. Писание не скупится на рассказы о том, каким образом человек может сохранить свою совесть в чистоте. Размышления на эту тему есть и в том отрывке из 23-й и 24-й глав книги Притчей Соломона, который сегодня звучит в православных храмах во время великопостного богослужения.
Человек, лишившись блаженного райского пребывания с Богом, всеми силами пытается найти для себя такую опору, которая была бы подобна с точки зрения крепости и надёжности нашему Творцу. Мы ищем нечто такое, что обезопасит нашу жизнь, даст нам уверенность, придаст силу. Кажется, что всё это нам могут дать деньги, ведь именно с ними приходит в нашу жизнь материальная устойчивость, с деньгами жизнь становится приятнее, симпатичнее и вкуснее, деньги даже могут заменить Бога, потому как они дают ту стабильность бытия и уверенность в завтрашнем дне, которую Бог, как кажется, лишь обещает.
Так думали, думают и будут думать очень многие люди. Отсюда и берёт своё начало греховная зависть к тем, кто сумел аккумулировать в своих руках значительные материальные ресурсы. Об этой зависти упоминает книга Притчей. Впрочем, книга Притчей не говорит, что материальное — плохо само по себе, нет, материальное, будучи создано Богом, «хорошо весьма» (см. Быт. 1:31). Плохо не материальное, плохо наше к нему отношение и предпочтение его Богу. Плохо, когда человек идёт на нравственные преступления ради обладания материальным. Книга Притчей призывает нас «направлять сердце на прямой путь» (Притч. 23:19), то есть не позволять себе желать того, что противно воле Божией.
Сделать это можно только при условии предельного внимания к любому движению души, ну а такое внимание возможно лишь тогда, когда человек ведёт сосредоточенную жизнь, не позволяя быть своему разуму чем-либо помрачённым. Именно по этой причине после ранее процитированных слов книга Притчей переходит к описанию греха пьянства, который бывает причиной бесчисленного количества грехов и преступлений. Для нравственно чуткого человека очевидно, что необходимо не только всеми силами избегать какого-либо помрачения ума, ум нужно воспитывать молитвой и Священным Писанием, так, чтобы он всегда пребывал в установленных для него Богом пределах, и если получится это сделать, то мы ясно увидим: только Бог для человека может быть истинной надеждой, опорой и самой жизнью, а это означает, что нет никакого смысла искать всё это где-то, кроме Бога.