Пророчество Исайи 58 глава, 1-11 стихи
1 стих: Взывай громко, не удерживайся; возвысь голос твой, подобно трубе, и укажи народу Моему на беззакония его, и дому Иаковлеву — на грехи его.
2 стих: Они каждый день ищут Меня и хотят знать пути Мои, как бы народ, поступающий праведно и не оставляющий законов Бога своего; они вопрошают Меня о судах правды, желают приближения к Богу:
3 стих: «Почему мы постимся, а Ты не видишь? смиряем души свои, а Ты не знаешь?» — Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других.
4 стих: Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте.
5 стих: Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу?
6 стих: Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо;
7 стих: раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся.
8 стих: Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя.
9 стих: Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: «вот Я!» Когда ты удалишь из среды твоей ярмо, перестанешь поднимать перст и говорить оскорбительное,
10 стих: и отдашь голодному душу твою и напитаешь душу страдальца: тогда свет твой взойдет во тьме, и мрак твой [будет] как полдень;
11 стих: и будет Господь вождем твоим всегда, и во время засухи будет насыщать душу твою и утучнять кости твои, и ты будешь, как напоенный водою сад и как источник, которого воды никогда не иссякают.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Церковь по-разному обращается к людям, потому что в религиозной жизни, как и в жизни вообще, есть свои этапы. Если человек ничего о Боге не знает и никогда не задумывался о мировоззренческих вопросах, к нему будет обращена христианская миссия, и содержать она будет самые простые истины. Человек, который встал на путь веры и исправления жизни открывает для себя новый мир, узнает о Боге и Его замысле, открывает тайны собственной души, учится новым отношениям с близкими. Наконец, ….есть те кто давно живёт в церкви и к нему обращено пастырство то есть духовное руководство.
На каждом этапе, читая Священное Писание, человек понимает его по-разному, ему открываются все новые и новые смыслы. Кроме того, очевидно, что в самом Писании есть тексты предназначенные для разных этапов жизни. В Евангелии Христос одни слова обращает ко всем, всех призывая к Себе, другие к фарисеям, обличая их, третьи к ученика — открывая им тайны Царствия Божия.
Многим кажется, что если человек пришел в Церковь, что-то принял на веру, что-то прочитал, совершает определенные положенные действия и все. Все его проблемы решены. Остается теперь только, как сегодня говорят, практиковать свою веру. На самом же деле, жизнь в Церкви — это динамичный процесс, он может быть более или менее активным, но только тогда, когда он есть — человека можно действительно назвать верующим. Как только внутреннее заменяется внешним от религиозной жизни остается одна форма. Но форма способна лишь красиво выглядеть, она не способна жить и сообщать жизнь другим.
В сегодняшнем чтении мы слышим грозное и в то же время простое обращение Бога к своему народу. К тем людям, которые не просто «давно в церкви и ко всему привыкли», к тем, кто по праву считал себя избранным, к тем, у кого был закон, и кому было обещано спасение за его исполнение. Что же было не так? В чем было беззаконие? Ведь они так хотели выглядеть праведными и не оставляли законов… спрашивали Бога о суде и правде и желали приблизиться к Нему. Но их религиозная жизнь не давала плодов… Они все делали так, как полагалось, но Бог не слышал их, точнее они не ощущали Его присутствия. Почему мы постимся, а Ты не видишь? Смиряем души свои, а Ты не знаешь? Как ни страшно об этом говорить, но это знакомое для многих церковных людей чувство… И оно было бы совершенно беспросветным, если бы Бог не ответил на эти вопрошания своего народа.
Чем же оказывается наполнен их пост? Они своевольничают, утруждают ближних, вступают в распри… Таков ли пост, который я избрал, говорит Бог? Может быть он в том, чтобы человек томил себя, гнул свою голову, спал на рубище? Вопрос повисает в воздухе, потому что становится очевидно, что Господь ждет от нас не этого. Но если не этого, то чего же? И Бог отвечает: Борись с беззаконием, раздели с голодным хлеб, позаботься о бедных, одень нагого, и не отворачивайся от нуждающегося…
Как это просто и ясно сказано! Как очевидно! И как далеко от того, чтобы стоять в магазине у полки с печеньем и высматривать в составе сухое молоко, от того, чтобы есть дорогую, но обязательно растительную пищу ресторане… От тех внешних форм, о которых так переживают люди, взявшиеся поститься. Но Господь продолжает: Когда ты будешь поститься правильно «Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: «вот Я!». Тогда «свет твой взойдет во тьме, и мрак твой будет как полдень».
Серьёзный разговор со многими давно воцерковившимися людьми показывает, что они нуждаются в так называемой внутренней миссии, в том, чтобы заново прочитать Священное Писание, чтобы открыть не только, форму христианской жизни, но и ее содержание. На этом пути главное не зачерстветь сердцем и преодолевая все сомнения и привычки, стремится к подлинному общению с Богом, к живому Христу.