Притчи Соломона 15 глава 20-33 стихи и 16 глава 1-9 стихи
15 глава
20 стих: Мудрый сын радует отца, а глупый человек пренебрегает мать свою.
21 стих: Глупость — радость для малоумного, а человек разумный идет прямою дорогою.
22 стих: Без совета предприятия расстроятся, а при множестве советников они состоятся.
23 стих: Радость человеку в ответе уст его, и как хорошо слово вовремя!
24 стих: Путь жизни мудрого вверх, чтобы уклониться от преисподней внизу.
25 стих: Дом надменных разорит Господь, а межу вдовы укрепит.
26 стих: Мерзость пред Господом — помышления злых, слова же непорочных угодны Ему.
27 стих: Корыстолюбивый расстроит дом свой, а ненавидящий подарки будет жить.
28 стих: Сердце праведного обдумывает ответ, а уста нечестивых изрыгают зло.
29 стих: Далек Господь от нечестивых, а молитву праведников слышит.
30 стих: Светлый взгляд радует сердце, добрая весть утучняет кости.
31 стих: Ухо, внимательное к учению жизни, пребывает между мудрыми.
32 стих: Отвергающий наставление нерадеет о своей душе; а кто внимает обличению, тот приобретает разум.
33 стих: Страх Господень научает мудрости, и славе предшествует смирение.
16 глава
1 стих: Человеку [принадлежат] предположения сердца, но от Господа ответ языка.
2 стих: Все пути человека чисты в его глазах, но Господь взвешивает души.
3 стих: Предай Господу дела твои, и предприятия твои совершатся.
4 стих: Все сделал Господь ради Себя; и даже нечестивого [блюдет] на день бедствия.
5 стих: Мерзость пред Господом всякий надменный сердцем; можно поручиться, что он не останется ненаказанным.
6 стих: Милосердием и правдою очищается грех, и страх Господень отводит от зла.
7 стих: Когда Господу угодны пути человека, Он и врагов его примиряет с ним.
8 стих: Лучше немногое с правдою, нежели множество прибытков с неправдою.
9 стих: Сердце человека обдумывает свой путь, но Господь управляет шествием его.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Среди сентенций книги Притчей Соломона есть и такие, которые стали своего рода поговорками, они известны очень многим людям, и глубоко интегрированы в нашу культуру. Одну из таких сентенций предлагает нам для назидания нынешний отрывок: «Предай Господу дела твои, и предприятия твои совершатся» (Притч. 16:3). Эти слова на первый взгляд кажутся совершенно понятными: все свои дела надо начинать с молитвы и с памяти о том, что конечный успех зависит не столько от наших усилий, сколько от Бога. И мы — христиане — стараемся поступать именно так, мы помним и о словах апостола Иакова, который внятно рекомендовал вместо того, чтобы категорично заявлять о своих планах, говорить о них аккуратно и с упованием на Бога: «Теперь послушайте вы, говорящие: „сегодня или завтра отправимся в такой-то город, и проживём там один год, и будем торговать и получать прибыль“; вы, которые не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий. Вместо того, чтобы вам говорить: „если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое“» (Иак. 4:13–15).
Всё это абсолютно бесспорно, но есть у слов книги Притчей и ещё один смысл, который ускользает в русском переводе. Этот смысл вытекает из используемого книгой Притчей глагола во фразе «предай Господу дела твои». Дело в том, что в еврейском оригинале стоит совсем иное слово, у которого может быть множество значений, в частности, значение возвращения чего-либо кому-либо. Именно это значение и даёт нам дополнительный смысл высказывания книги Притчей: он состоит в том, что для успеха своих дел их не только необходимо предавать Господу через молитву и внутреннее смиренное настроение, но и соотносить свои замыслы с тем, что угодно Богу. Из этого следует вполне очевидная мысль: можно сколько угодно молиться, как угодно предавать свои дела Господу, но если при этом не соотносить замыслы с зафиксированными повелениями Божиими, то и рассчитывать на успех не стоит.
Если же мы поразмышляем ещё немного, то нам станет очевидным и то, почему далеко не все наши дела, даже благие и безупречные, неизбежно увенчиваются успехом: у Бога, которые является Первопричиной любого успеха, совершенно не те приоритеты, которыми живём мы. Для нас благом видится достижение поставленных целей, для Него — уменьшение пропасти между Богом и человеком, а потому то или иное наше дело может и не завершиться успехом, но неудача — это прекрасный повод, чтобы внимательно пересмотреть как свой подход к нашим делам, так и свои взаимоотношения с Богом.