Для православного человека молитвослов является незаменимой книгой. Евангелие и молитвослов – ежедневные спутники христианина. В одном из песнопений мы просим Господа, чтобы Он сподобил бы нас «весь день поучатися правде». Царь Давид также просил об этом у Господа. Древние монахи показали нам, как это делать. Они, находясь за работой, не допускали праздных помыслов, но весь день поучались Божественной правде. Они размышляли о различных местах писания, которые были запечатлены в их сердцах. Они знали наизусть многие отрывки из Священного Писания. Некоторые монахи знают наизусть всю псалтирь. Так и мы с вами, если будем ежедневно читать Евангелие и молитвослов, наполним наши души благородными размышлениями и благочестивыми впечатлениями. Молитвенный настрой, полученный человеком во время утреннего правила, может оставаться с ним надолго. Поэтому нам важно полюбить молитвослов, важно, чтоб он не только стал бы нашей настольной книгой, но, чтобы слова молитв звучали бы в нашем сердце. При этом, человек должен быть внимательным и к ближним, не замыкаться на своих переживаниях, чтобы не впасть в искушение гордостью.
Для начала было бы неплохо разобраться в составе молитвослова. Важно отметить, что молитвословы бывают разные, их объем и содержание различаются. 30 лет назад и более выходили совсем краткие молитвословы, но и им несказанно рады были верующие, которые десятилетиями не имели доступа к духовной литературе. В состав таких молитвословов входили основные молитвы. Иногда выпускались брошюры, в состав которых входили следующие молитвы и священные тексты: Отче наш, Богородице Дево, радуйся и Символ веры. Так же печатались заповеди закона Божия и заповеди блаженства. По сути, в основе таких брошюр лежит самое короткое молитвенное праввило – правило Серафима Саровского. Так пишет преподоб6ный Серафим Вырицкиий об этом правиле: «“Многие, приходя к о. Серафиму, жаловались, что они мало молятся Богу, даже оставляют необходимые дневные молитвы. Иные говорили, что делают это по безграмотству, другие – по недосугу. О. Серафим завещал таким людям следующее молитвенное правило:
Отче наш – трижды; в честь Пресв. Троицы,
потом песнь Богородице: Богородице Дево, радуйся – также трижды
и, наконец, Символ веры: Верую во единаго Бога – единожды.
Совершив это правило, всякий христианин пусть занимается своим делом, на которое поставлен или призван. Во время же работы дома или на пути куда-нибудь пусть читает тихо: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго или грешную; а если окружают его другие, то, занимаясь делом, пусть говорит умом только это: Господи, помилуй и продолжай до обеда.
Пред самым же обедом пусть совершает вышепоказанное утреннее правило.
После обеда, исполняя своё дело, всякий христианин пусть читает также тихо: Пресвятая Богородице, спаси мя грешнаго, и это пусть продолжает до самого сна.
Когда случится ему проводить время в уединении, то пусть читает он: Господи Иисусе Христе, Богородицею помилуй мя грешнаго или грешную.
Отходя же ко сну, всякий христианин пусть опять прочитает вышепоказанное утреннее правило, т. е. трижды Отче наш, трижды Богородице и однажды Символ веры. После того пусть засыпает, оградив себя крестным знамением».
В более полных молитвословах есть утренние и вечерние молитвы и правило ко святому причащению, которые необходимы для каждого верующего.