В Древней Церкви утреня совершалась в те часы, в которые Христос родился и воскрес, то есть еще засветло. И если начало вечерни, первой службы суточного круга, соответствовало творению мира и грехопадению человека, то начало утрени утверждает пришествие в мир Сына Божьего. Особенно ярко об этом свидетельствует песнопение «Бог Господь и явися нам!», которое поется после Великой ектении. Там есть такие слова «Благословен грядый во Имя Господне». Это очень интересная фраза, ведь словосочетание «благословен грядый» можно перевести как «добро пожаловать!», то есть этим песнопением мы приглашаем грядущего Спасителя прийти к нам, молящимся Ему, посетить нас и благословить. Важно отметить, что перед этим происходит особый молитвенный момент богослужения, называемый шестопсалмием. В храме гаснут светильники, и в тишине и темноте, словно в преддверии рассвета, читается шестопсалмие (3, 37, 62, 87, 102, 142 псалмы). Предваряет шестопсалмие слова ангельского хора – «Слава в вышних Богу и на земле мир в человецех благоволение!» Так пели ангелы при Рождении Христа.
Тем не менее, радостный мотив сменяется покаянным. На середине шестопсалмия священник, символизируя обещанного Ветхим Заветом Ходатая — Христа Спасителя, выходит из алтаря и, став перед царскими вратами, тихо читает двенадцать (по числу часов ночи) молитв. Это напоминает подобный момент во время вечерни, который называется «Светильничные молитвы». Ранее эти молитвы могли читаться в течение всей утрени, позже же были собраны воедино и записаны в начале богослужения.
Шестопсалмие – не единственный элемент богослужения утрени, где употребляется Псалтирь. После «Бог Господь» и тропарей читается кафизма ил несколько кафизм, в зависимости от периода года и строгости исполнения устава. Кафизма – это часть Псалтири. Вся Псалтирь поделена на 20 кафизм и благочестивые христиане стараются читать и дома Псалтирь. Кафизма разделена на три «Славы». Во время чтения кафизм разрешается сидеть.
Последование утрени после кафизмы может быть разным в зависимости от предписанной уставом торжественности богослужения данного дня. Если Богослужение торжественное, то совершается полиелей, во время которого читается Евангелие. Во время полиелея поются особые псалмы и величание – краткая молитва, прославляющая Господа, Его Пречистую Матерь или святых. После Евангелия, по традиции, совершается помазание молящихся освященным ранее маслом. Может быть предложен и освященных хлеб с вином. Помазание обычно происходит во время чтения канона, который является важнейшей частью утрени. Поэтому во время помазания надо стараться слушать слова читаемого канона. Канон состоит из 9 песен. Восьмая песнь отличается тем, что каждый тропарь в ней начинается словом «благословите», и потому ее заканчивает не возглас: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков», а: «Благословим Отца и Сына и Святого Духа Господа». Тему благословения продолжает припев следующей далее катавасии: «Хвалим, благословим, поклоняемся Господеви».
После восьмой песни следует прославление Богородицы, приведшей в мир Свет Отца — Христа Спасителя. Диакон, начиная последнее, четвертое на всенощном бдении, каждение, выходит из алтаря и, став перед иконой Богородицы в иконостасе, возглашает: «Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим!» Этот момент Богослужения посвящен особому прославлению Девы Марии, хор исполняет молитвословие «Честнейшую херувим и Славнейшую без сравнения серафим, сущую Богородицу Тя величаем», перемежая это пение стихами, которые когда-то, в ответ на приветствие святой праведной Елизаветы, произнесла Богородица. Совершается каждение всего храма. Заканчивается утреня чтением или пением славословия и ектениями.