Любовь
Любовь – высочайшая добродетель христианства. Апостол Павел посвятил любви возвышенные строки, которые получили наименование Гимна Любви: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает» (1Кор. 13, 4-8). Более того. Апостол и евангелист Иоанн Богослов пишет, что «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1 Ин. 4, 16).
Из этих отрывков мы узнаем, что любовь для христиан не то, что о ней говорит современная поп-культура. Современный человек, привыкший слышать о любви в сезонных песнях-однодневках, смотреть о ней в дешевых фильмах, не знает ценности любви. Из-за этого обесценивания происходит большое непонимание веры. Человек не может понять Бога, его поступки и замысел, поэтому готов признать, что Бога и вовсе не существует. Ведь, как человеку может показаться, слишком мало логики в мире.
Если же мы попробуем разобраться в том вопросе, то увидим, что закон мира, логика, по которой он существует – это любовь. Любовь никогда не причиняет насилия и никогда не лишает свободы. Она всегда готова на жертву. И все это явил нам Бог, который есть любовь. Любовь вечна, как вечен Бог. Ведь изначально Отец любит Сына, Сын любит Отца. Блаженный Августин пишет: «Святой Дух, чем бы Он ни был, есть нечто общее Отцу и Сыну, и само это общее единосущно и совечно. И, если угодно, чтобы оно было названо дружбой, пусть так и зовется, но более подходящим образом его звать любовью. И оно также есть сущность, ибо Бог есть сущность, и Бог есть любовь. Когда наше рассмотрение дошло до любви, которая в святом Писании названа Богом, тогда начала понемногу проявляться Троица, а именно Троица Любящего, Любимого и Любви». Эта любовь не имеет начала, служа началом всему. Только по любви Бог создал мир и поддерживает его существование. Только по любви Бог спасает и спасет этот мир.
«Если же истинно говорит [Иоанн], что Бог есть любовь, то необходимо, чтобы дьявол был ненавистью. Итак, как имеющий любовь имеет Бога, так и имеющий ненависть вскармливает в себе дьявола» — пишет святитель Василий Великий. Современному миру необходимо понимать эту истину, чтобы продолжить свое существование. Когда мы злимся и гневаемся, то любовь уходит из нашей души, и мы отдаляемся от Бога, умираем духовно. Только покаяние и возвращение к пути любви возвращает нас к настоящей жизни.
Апостол Павел наставляет нас: «А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше» (1 Кор. 13, 13), а святой Иоанн Кассиан добавляет: «Добродетель любви настолько превозносится, что блаженный апостол Иоанн называет ее не только даром Божиим, но и Богом, говоря: Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем». Поэтому и нам нужно стремиться к истинной любви, чтобы познать Бога и угодить Ему.