SENIM

Иконостас

0:00 / 0:00
Иконостас

Иконостас

  Когда мы заходим в храм, то первое, что бросается нам в глаза – это иконостас, стена из икон. Он явно доминирует во всем внутрихрамовом пространстве. Его резные элементы могут уходить на много метров вверх, возносясь под самый купол. Именно иконостас подчеркивает особое значение Алтаря и, в то же время, отделяет Алтарь от храма. Алтарь, который символизирует Царство Небесное, служит точкой притяжения, но в то же время остается недоступным. В таком положении оказалось человечество после грехопадения – изгнанным из рая и лишившимся радости богообщения.

  Однако, всегда есть надежда. Ведь Бог, когда люди принесли искренне покаяние, обещал людям Спасителя. Так и иконостас не наглухо закрывает от молящихся Алтарь. Посередине есть большие резные двери – Царские Врата. В особые моменты службы они открываются и яркий свет из Алтаря освящает прихожан. Царские врата называются так потому, что во время причастия этими вратами выходит сам Христос – Царь Славы.

  Не стоит забывать, что главный элемент иконостаса – это иконы. Так, на Царских вратах главным изображением является икона Благовещения. Это событие, описанное в Евангелии от Луки, которое произошло в городе Назарете. К Деве Марии Господь послал Архангела Гавриила, который возвестил ей великую радость. Он приветствовал пренепорочную и сказал, что она родит сына: «…не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его» (Лк. 1, 30-32). Это событие -начало нашего спасения, которое вновь открывает нам рай. Поэтому изображение Благовещения на Царских Вратах неслучайно. Так же на царских вратах могут быть изображены четыре евангелиста – авторы Евангелий – апостолы Матфей, Марк, Лука и Иоанн. Они возвестили миру весть о пришествии Спасителя. Так же на Царских вратах могут быть изображены святители Василий Великий и Иоанн Златоуст, которые составили чин Божественной Литургии – главной христианской службы, которая совершается в Церкви.

На одном уровне с Царскими Вратами располагается ряд самых крупных икон на иконостасе. Этот ряд называется местным. Справа от Царских Врат располагается икона Спасителя – Господа Иисуса Христа, Бога, пришедшего во плоти. Слева от Царских врат располагается икона Пресвятой Богородицы. За иконой Иисуса Христа располагается икона святого ил праздника, которому посвящен храм. Далее следуют иконы почитаемых святых. Так же в местном ряду расположены диаконские врата. Священнослужители и их помощники – церковнослужители заходят в алтарь через них. Только во время особых моментов богослужения священнослужители могут входить в алтарь через Царские Врата. На диаконских дверях расположены иконы святых диаконов – Стефана, первого мученика за веру во Христа и Лаврентия. Помимо этих святых могут быть изображены архангелы Михаил и Гавриил.

Количество рядов в иконостасе может быть разным. Иногда ряд всего один – местный. Но бывают и высокие иконстасы. Во втором ярусе помещаются иконы важнейших двунадесятых праздников, изображающих те священные события, которые послужили спасению людей. Поэтому он называется праздничным рядом иконостаса. Третий ряд икон имеет своим центром образ Христа Вседержителя, восседающего на троне. По правую руку от Него изображается Пресвятая Дева Мария, молящая Его о прощении человеческих грехов, по левую руку от Спасителя – образ Иоанна Предтечи. Эти три иконы, а вместе с ними и весь третий ряд иконостаса, носят название деисис – моление. С обеих сторон от деисиса – иконы апостолов. В центре четвертого (пророческого) ряда иконостаса изображается Матерь Божия с младенцем Иисусом Христом. По обе стороны от Нее изображены ветхозаветные пророки (Исайя, Иеремия, Даниил, Давид, Соломон и другие). В центре пятого (праотеческого) ряда иконостаса, где этот ряд есть, часто помещается образ Господа Саваофа, Бога Отца, по одну сторону от которого помещаются образы праотцев (Авраама, Иакова, Исаака, Ноя), а по другую – святителей (то есть святых, которые в годы своего земного служения имели епископский сан). На самом верхнем ярусе всегда сооружается навершие: либо Голгофа (Крест с Распятием как вершина Божественной любви к падшему миру), либо просто Крест. Это традиционное устройство иконостаса. Но часто встречаются и другие, где, например, праздничный ряд может быть выше деисиса, или его совсем может не быть.   

У вас есть вопрос? Свяжитесь с нами!

Контактная информация