Притчи 1 глава, 1-20 стихи
1 стих: Притчи Соломона, сына Давидова, царя Израильского,
2 стих: чтобы познать мудрость и наставление, понять изречения разума;
3 стих: усвоить правила благоразумия, правосудия, суда и правоты;
4 стих: простым дать смышленость, юноше — знание и рассудительность;
5 стих: послушает мудрый — и умножит познания, и разумный найдет мудрые советы;
6 стих: чтобы разуметь притчу и замысловатую речь, слова мудрецов и загадки их.
7 стих: Начало мудрости — страх Господень; глупцы только презирают мудрость и наставление.
8 стих: Слушай, сын мой, наставление отца твоего и не отвергай завета матери твоей,
9 стих: потому что это — прекрасный венок для головы твоей и украшение для шеи твоей.
10 стих: Сын мой! если будут склонять тебя грешники, не соглашайся;
11 стих: если будут говорить: «иди с нами, сделаем засаду для убийства, подстережем непорочного без вины,
12 стих: живых проглотим их, как преисподняя, и — целых, как нисходящих в могилу;
13 стих: наберем всякого драгоценного имущества, наполним домы наши добычею;
14 стих: жребий твой ты будешь бросать вместе с нами, склад один будет у всех нас», —
15 стих: сын мой! не ходи в путь с ними, удержи ногу твою от стези их,
16 стих: потому что ноги их бегут ко злу и спешат на пролитие крови.
17 стих: В глазах всех птиц напрасно расставляется сеть,
18 стих: а делают засаду для их крови и подстерегают их души.
19 стих: Таковы пути всякого, кто алчет чужого добра: оно отнимает жизнь у завладевшего им.
20 стих: Премудрость возглашает на улице, на площадях возвышает голос свой,
Комментирует
епископ Переславский и Угличский Феоктист.
То, к чему грешники склоняют благонамеренного человека, представлено в этом отрывке книги Притчей в несколько гротескной форме. Предполагается, что цель этих нехороших людей только одна — завладеть чужим имуществом насильственным путем. Итог у таких преступлений один: «Таковы пути всякого, кто алчет чужого добра: оно отнимает жизнь у завладевшего им».
А что, если человек по своей натуре не склонен к воровству, к грабежу, если ему не интересно чужое имущество, и он предпочитает зарабатывать честным трудом? Означает ли это, что слова книги Притчей его не касаются и он может не обращать на них внимания? Возможно. Но если подумать о грехе как таковом, то выяснится довольно любопытная вещь. Дело тут в том, что любой, абсолютно любой грех — это воровство или грабеж. Вопрос лишь в том, что, кто и кого ворует. Ведь своровать можно не только нечто материальное, своровать можно, к примеру, время. Его можно украсть у другого, а можно и у самого себя. Например, пустыми сообщениями в каком-нибудь мессенджере. Или же не менее пустым по своему внутреннему наполнению просмотром бесконечных видеороликов.
Даже совершенно нематериальные и не подпадающие ни под одно из возможных физических измерений такие состояния, как гнев и раздражительность можно трактовать как воровство или как попытку воровства. Ведь что такое раздражительность? Это внутренняя реакция на несовпадение происходящего снаружи с внутренними представлениями о том, как все должно быть. К примеру, если человек сталкивается с не тем отношением к себе, которое он предполагает и ожидает. Он уже что-то в своих мыслях присвоил себе, к примеру, определенный социальный статус. Если кто-то не считается с этим, то возникает раздражение.
Невоздержание в пище — тоже попадает под определение воровства. Что это такое по своей сути? Есть установленная Богом для каждого человека потребность в пище, если ее превышать, то это означает, что я беру излишек, то, что мне не нужно и мне не принадлежит.
Все это, и все, что невозможно перечислить, любой грех, это то, что в конечном итоге отнимает жизнь. Иногда бывает, что грех отнимает не только временную жизнь, но и лишает возможности вечного блаженства со Христом Иисусом в жизни будущего века.
Проснувшись однажды утром после беспокойного сна, Грегор Замза обнаружил, что он у себя в постели превратился в страшное насекомое.