Живя в современном мире, человек погружен в ежедневные заботы и идеалы святости для него зачастую являются чем-то непонятным и как говорится «не от мира сего. Действительно, человек, который уже в этой жизни живет как будто пребывая в другом мире, который на практике старается реализовать высокие идеалы нравственности, редко был понятен современникам. В чем смысл плыть против течения и сопротивляться греху если в удовлетворении греховных страстей человек может найти для себя счастье? Отвергнуть, решительно отвергнуть такое мнение может человек, чистый сердцем. Человек, которому противен смрад греха и неправда века сего. Такой человек сохранил чистоту своего сердца с детских лет, ведь сказано в Евангелии: «если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18, 3).
В этом призыве Спаситель дает надежду всем нам – потерявшим чистоту своей души и погрязшим во грехах. Обращение к идеалам святости, возвращение к детской простоте и незлобию, очищение своего сердца от зла и коварства – это путь возвращения человека к Богу, это путь покаяния. Именно этим путем шли святые, именно этот путь спасительный. Церковь существует в этом мире для того, чтобы люди могли получить общение и связь с Богом. Связь спасительную и освящение человека получает верующий в Церкви. Показатель истинной Церкви, важный критерий – это наличие святых. Церковь Свята, так как Свят ее Глава – Господь Иисус Христос, поэтому и члены Церкви стремятся к святости. Важно понимать, что стремление к святости – это не желание самосовершенствования, в основе которого лежит гордость, а желание быть с Богом. Ведь в Царстве Небесном со Христом будут только святые: «Не войдет в него ничто нечистое» (Откр. 21, 27). Огромным утешением для нас является тот факт, что святые жили не только в далекие времена. Многие святые являлись нашими современниками. Так, например преподобные Гавриил Самтамврийский и Паисий Святогорец преставились ко Господу в 1990-е года. Многие старцы дожили и до нашего века, например архимандрит Иоанн (Крестьянкин), который был человеком святой жизни. Для алматинцев особо дорог старец-святитель митрополит Иосиф (Чернов), по молитвам к которому происходят чудеса и верующие получают утешение.
Проходя путь своей жизни, святые по-разному достигали святости. Существуют разные чины святости:
Апостолы – это ближайшие ученики Иисуса Христа, которых Он во время Своей земной жизни посылал на проповедь; а после сошествия на них Святого Духа они проповедовали по всем странам христианскую веру.
Бессребренники служили ближним безвозмездным врачеванием болезней, т. е. без всякой платы исцеляли болезни, как телесные, так и душевные, как например: Косма и Дамиан, великомученик и целитель Пантелеимон и другие.
Благоверные. В праздновании памяти святых монархов и князей прославляется их подвиг, запечатленный в благочестии, милости и заботе об укреплении христианской веры, а не властные полномочия, бывшие у них в земной жизни, или родовитое происхождение. Например, Святой благоверный князь Даниил Московский, святая благоверная великая княгиня Анна Кашинская.
Блаженные (юро́дивые) – представители сонма святых подвижников, избравших особый подвиг – юродство, подвиг изображения внешнего, т.е. видимого безумия, с целью достижения внутреннего смирения.
Исповедники, которые после перенесенных ими мучений, скончались мирно.
Мученики – те христиане, которые за веру в Иисуса Христа приняли жестокие мучения и даже смерть. Например, св. мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София.
Праведные проводили праведную, угодную Богу жизнь, живя в миру, будучи семейными людьми, как например, св. праведные Иоаким и Анна и др.
Преподобные – праведные люди, которые удалялись от мирской жизни в обществе и угодили Богу, пребывая в девстве, (т. е. не вступая в брак), посте и молитве, живя в пустынях и монастырях, как например: Сергий Радонежский, Серафим Саровский, преподобная Анастасия и другие.
Пророки – святые Божии, которые по внушению Святого Духа предсказывали будущее и преимущественно о Спасителе; они жили до пришествия Спасителя на землю.
Святители – епископы или архиереи, угодившие Богу своею праведною жизнью, как например; святой Николай чудотворец, св. Алексий, митрополит Московский и др.