В начале молитвенного правила православного христианина есть молитва «Трисвятое», хорошо известная верующим. Она звучит так: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, поилуй нас!» Этот молитвенный призыв души, взывающей к Богу, повторяется трижды, знаменуя нашу веру в Пресвятую Троицу – Отца и Сына и Святого Духа, во Имя которой мы и крестились; ведь, согласно повелению Спасителя крестить «… во Имя Отца и Сына и Святого Духа», Православная Церковь совершает крещение, рождая для новой вечной жизни людей, погружаемых в воду с призыванием Пресвятого имени Отца и Сына и Святого Духа.
Еще в Ветхом Завете благочестивый читатель может увидеть Тайну Пресвятой Троицы. Особенно явно эта тайна проявляется, если читать Библию на языке оригинала. Так, с первых строк мы сталкиваемся с удивительными словами: «Вначале сотворил Бог небо и Землю». В языке оригинала, древнееврейском, слово Бог стоит здесь и во многих других местах Священного Писания во множественном числе, а слово «сотворил» стоит в единственном числе. Здесь скрыта Тайна Троичности Бога.
Ангельские силы в видениях святым пророкам Ветхого Завета и праведникам Нового Завета предстояли воспевающими славу Триединого Божества: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф!» (Ис. 6, 3). В этих кратких словах заключается удивительная красота единства Бога в Троичности ипостасей.
Преподобный Иоанн Дамаскин пишет о том, что Бог прост. Эта мысль может показаться современному человеку неправой, но тем самым только обличит так мыслящего человека в его предвзятости. Такой человек сам непрост и желает «подогнать» Бога под свои представления. Но не такой был путь и древних философов, и отцов Церкви. По их мысли, Бог не состоит из различных частей. Он прост, Он весь – слух, весь – зрение, весь – премудрость. Нет в нем отдельных органов, но Весь Он – совершенство. Как же простота Бога может совмещаться с Троичностью?
На этот вопрос отвечает преподобный Иоанн Дамаскин: «Говорим же, что каждое из трех Лиц имеет совершенную Ипостась, для того чтобы нам не принять совершенной природы за одну – сложенную из трех несовершенных, но за единую простую сущность в трех совершенных Ипостасях, которая – выше и впереди совершенства. Ибо все, составленное из несовершенного, непременно есть сложно. Но невозможно, чтобы произошло сложение из совершенных Ипостасей. Посему и не говорим о виде из Ипостасей, но – в Ипостасях. Сказали же: «из несовершенного», [то есть] что не сохраняет вида вещи, совершаемой из этого. Ибо камень, и дерево, и железо, каждое само по себе – совершенно по своей природе; по отношению же к совершаемому из них жилищу каждое – несовершенно, ибо каждое из них само по себе не есть дом.
Поэтому исповедуем, конечно, совершенные Ипостаси, чтобы не помыслить о сложении в Божественной природе. Ибо сложение – начало раздора. И опять говорим, что три Ипостаси находятся Одна в Другой, чтобы не ввести множества и толпы богов» (Точное изложение православной веры).
На этом примере мы можем понять, что обычные правила арифметики не работают, когда мы говорим о Боге. Так как Бог не является одной из сотворенных вещей мира и не подзаконен. Если даже попробовать подойти к вопросу о сложении ипостасей в Троице, то верно будем прибавлять не три единицы друг к другу, но складывать три совершенных бесконечности, в итоге мы так же получим бесконечность. Итак, совершенная ипостаси Отца, Сына и Святого Духа просты и несоставны и вместе образуют единое Существо Пресвятой Троицы.