Отвечает ключарь Петропавловского храма Алматы, священник Кирилл Шкляр:
Церковь — это институт, обладающий множеством ресурсов и подходов. Кроме того, она предоставляет своим верным чадам широкий инструментарий. Одним из таких инструментов являются таинства, которых в церкви семь.
Одно из них называется таинство елеосвящения, или, как его привыкли называть в народе, таинство соборования. Почему соборование? Потому что в Послании апостола Иакова есть такие слова: «Если кто из вас болен, пусть призовёт пресвитеров церкви, и они помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. Молитва веры исцелит больного, и Господь восстановит его; и, если он согрешил, ему простятся грехи».
Таким образом, таинство совершается соборно, то есть несколькими священниками, отсюда и название — соборование.
Во время таинства елеосвящения (соборования) совершаются особые действия. Священники читают специальные молитвы, а затем помазывают определённые части тела человека елеем. Это лоб, грудь, щеки, уста, руки с двух сторон. Елей, как вещество, становится проводником особой божественной благодати, которая исцеляет и врачует. Помазание осуществляется на те части тела, которые отвечают за чувственное восприятие мира: зрение, вкус, обоняние, осязание.
Таинство елеосвящения направлено прежде всего на исцеление физических недугов. Однако возникает вопрос: почему в нём речь идёт о прощении грехов?
Существует мнение, что в таинстве соборования прощаются нераскаянные грехи. И это действительно так. Речь идёт о тех грехах, которые человек мог забыть или стесняется озвучить на исповеди, хотя искренне сожалеет о них. Именно такие забытые грехи, лежащие тяжким грузом на душе, могут стать причиной физических недугов. Это своего рода божественный сигнал: «Задумайся, человек, что-то в твоей жизни идёт не так».
В таинстве соборования прощаются эти грехи, и через него человек получает помощь от Бога в исцелении как души, так и тела. Надежда на божественную благодать и очищение становится основой для преодоления недугов и духовного обновления».