«В сегодняшнем евангельском чтении мы слышали слова Христа, обращенные к своим ученикам, к последователям своим, где он переводит взаимоотношения между людьми совершенно на другой уровень. Вот мы читаем, Господь говорит о необходимости любви к врагам. Говорит: «Если вы любите любящих вас, какая вам за то благодать? Если вы даете взаймы в надежде, что вам вернут, то какая вам за то благодать? Потому что все так поступают». И, действительно удивительно, казалось бы, взаимоотношения между людьми на том и строятся. Вот если я взял кого-то на работу, мы заранее договорились об оплате, в зависимости от той работы, которую я сделал, мне и платят. Я пришел в магазин, прошу какой-то товар и даю соответствующую сумму за этот товар. И казалось бы, что и взаимоотношения между людьми должны быть такими же. То, что называется одним прекрасным словом взаимность или социальный договор.
Тут вспоминаются слова Клайва Льюиса, христианского писателя, который говорил, что прежде, чем стать христианином, надо стать человеком. И действительно, кажется, как Господь вообще говорит о любви к врагам? Как это возможно? И в этом Евангелии я усматриваю настоящую свободу во Христе. Казалось бы, что это абсолютно нелогично, когда нас поносят или когда делают нам какие-то неприятные вещи, хотя бы не отвечать так же. И Господь постоянно настаивает на том, что наша праведность должна превзойти праведности и фарисеев, и язычников. Но вот это действительно очень сложно.
Настоящая свобода, она во Христе. Апостол Павел пишет, что мы не можем быть ничьими рабами. Да, мы называем себя сынами Божиими и по-сыновьи относимся к Богу, но все же в нашей традиции также мы и называем себя рабами Божиими. Мы рабы Божьи. По слову апостола Павла, если мы не являемся рабами Божьими, то мы являемся рабами греха. Мы поступаем так, как наше нутро нам говорит. Но Господь, опять же, настаивает на том, что нам надо немножко возвыситься над всеми этими отношениями.
Но опять же, как часто бывает, вот эта ошибка фундаментальная, когда человек старается сразу начинать спасать весь мир, забывая о том, что у него в подъезде лежит бездомный. Это, конечно, очень грубый пример. Но как часто так бывает, что мы пытаемся объять кого-то любовью, потом еще и обижаемся, если нам не отвечают взаимностью. Но, к сожалению, не получая эту взаимность, мы обижаемся. Я хотел сказать, о что забываем о своих ближних. И опять же, апостол Павел говорит: «Беда тому человеку, который прежде всего не заботится о своих домашних». Вот прежде всего мы должны думать о тех, кто послан нам Богом. Бывает так, что мы не можем найти общий язык даже с нашими родственниками. И пытаясь как-то наладить отношения, мы видим, что тот человек все-таки является противоборствующим нам. Как же поступать в этой ситуации? Ведь Господь говорит, что мы все равно должны как-то стараться наладить отношения, должны любить всех. Так любовь на самом деле деятельная в этом и заключается. Во-первых, мы должны принять эту ситуацию, по возможности как-то пытаться наладить, но не насиловать волю другого человека. Если нет, так нет. Но самое главное, не переставать молиться за того человека. К сожалению, мы очень часто пренебрегаем молитвой, а она имеет великую силу. Вот помоги нам всем Господи видеть в нашей жизни тех людей, которым мы действительно можем оказать какую-то посильную помощь. И помощь эту оказывать действительно мудро. Не обымать полностью любовью, ведь возвращаясь опять к этому бездомному, который в подъезде, любовь будет проявляться в том, чтобы либо вызвать полицию, либо попробовать сначала, конечно, определить его куда-то, но к себе в дом мы же не можем его пустить. Мы знаем, чем это может закончиться. И дай Господи нам всем мудрости уметь правильно оценивать ситуацию. И тогда действительно есть надежда, что и вот эта лестница духовной жизни наша, она будет вести к источнику света, ко Христу».