«В сегодняшнем евангельском чтении мы слышали довольно известную историю, которая также читается несколько раз в год именно в воскресные дни. Мы слышали о том, как Господь исцелил расслабленного — парализованного человека. Но что особенного было в этом исцелении? Господь сказал удивительные слова: «Видя веру их (тех, которые принесли этого расслабленного) тебе говорю, прощаются тебе грехи твои. Затем он сказал: «Стань, возьми одр твой и иди в дом твой». Совсем неслучайно это чтение повторяется именно в воскресный день. Мы Бога называем любовью. Апостол Иоанн Богослов говорил: «Бог есть любовь». Но что это значит? Вы можете сказать: «Простите, но любовь — это чувство. Нет, любовь — это прежде всего действие. И даже когда молодые люди начинают встречаться, я думаю, что люди, находящиеся в браке, они могут это засвидетельствовать — никакой любви пока нет. Есть влюбленность, возможно, страсть, возможно, еще какие-то моменты, но настоящая любовь, она всегда жертвенная, и она рождается уже непосредственно в браке, и она всегда должна воспитываться людьми. Она как-то должна подпитываться. И говоря о том, что любовь всегда деятельная, Бог непрестанным потоком посылает ее на нас, на всех живущих. Вопрос только в том, насколько мы способны воспринять эту любовь, которую Бог нам дает. Мы часто кокетничаем с Богом: то одним боком повернемся, то другим боком, то вовсе отвернемся. Я даже как-то слышал такой анекдот на днях: двое мужчин друг с другом разговаривают и один спрашивает другого:
— Слушай, у тебя дети есть?
— Есть.
— А как они к тебе относятся?
— Как к Богу.
— В смысле, это как?
— Ну, иногда не слушаются, но иногда делают вид, что слушаются, иногда и вовсе делают вид, что меня не существует, но когда что-то надо, они всегда ко мне приходят.
Вот это наше такое некое отношение к Богу, и в зависимости от того, насколько мы способны воспринять вот те благодеяния, которые Бог посылает на всех живущих, на праведных на неправедных, мы воспринимаем эту благодать.
Возвращаясь к сегодняшнему евангельскому чтению, говоря о том, что любовь, она всегда деятельная. Вот эти четыре человека, которые принесли парализованного к ногам Христа. В сегодняшнем евангельском чтении нет подробностей. Но в Евангелии от Марка описывается, что они забрались на кровлю дома, поскольку не могли подступиться ко Христу, раскопали кровлю и свесили постель с больным к ногам Христа. И Христос сказал, видя веру их, это действительно удивительно, потому что вот сам человек не мог проявить свою волю. Он не мог прийти к Богу, мы не знаем, верующий он был или неверующий, но в сегодняшнем евангельском чтении нам открывается, что мы имеем возможность как-то воздействовать на наших близких посредством молитвы.
Видя веру нашу, есть надежда, что Бог может и как-то поучаствовать в жизни наших близких, тех, за кого мы молимся. Это касается не только живых. Потому что мы говорим, что личность не уничтожима и по окончании земной жизни продолжает человек осознавать, что он есть. Есть надежда, что мы можем менять загробную участь наших усопших близких. Видя веру нашу, чтобы Господь подействовал на них. Вопрос только в том, является ли наша вера деятельной и по-настоящему ли сопряжена с любовью? Часто вот на сегодняшнее евангельское чтение проповедники говорят, что Христос прежде всего сказал расслабленному: «Отпущаются тебе твои грехи». И потому, видимо, вот эта болезнь вот этого расслабленного была за его грехи.
Но я также хочу, возьму на себя дерзость, посмотреть с другой стороны на сегодняшнее евангельское чтение. Сколько у нас в Алмате расслабленных — парализованных? Кто-то может вообще подумать, взять человека, даже, если бы какой-то светило бы, врач был у нас в городе, и к нему принести? Четверо друзей расслабленного не думают, что скажут люди, как на них посмотрят, если они просто проявят свою деятельную веру и принесут к ногам вот этого врача.
Слава Богу, если мы хотя бы посещаем наших близких больных, не говоря уже об этой деятельной любви. По всей видимости, человек этот был действительно хорошим. Кто может не обагренный любовью вот так вот поступить: взять его, принести. И это тоже нам некий такой урок. За что мы болеем? Действительно, может быть за какие-то грехи, может быть для явления Славы Божией как и в данном случае, когда Христос исцелил его. Мы не знаем природу болезней, но мы однозначно можем сказать, что всё то, что выпадает на долю человека, и радостное, и скорбное, и даже болезни — это есть Божие лечение, наказание. Но сразу оговорюсь, наказание не в том смысле, который мы обычно понимаем, когда безличностное существо или, грубо говоря, какая-то карма: сделал это – получи это. Именно наказание как принятие какого-то наказа, учения. Бог нас учит, и в нашей жизни мы, конечно, всегда должны задаваться вопросом не «за что?» и «почему?» нам то или иное, а «для чего». Потому что Бог является любовью и всем желает спастись. А что самое главное в жизни? Это не достижение каких-то земных благ, хотя и в этом Бог может поучаствовать и помочь, но и достижение самого главного — это единение с Богом».