«В сегодняшнем евангельском чтении мы вновь слушали знакомую нам всем притчу, притчу о богаче и Лазаре. В двух словах вновь ее опишу. Некий человек Лазарь сидел у ворот некоего богача, который каждый день веселился, каждый день у него был праздник. Праздновал он блистательно, как описывает Евангелие – облачался в порфиру, виссон – дорогие ткани. А Лазарь болел, лежал с гноем у ворот богача. Они оба умерли. Лазарь попал в благоприятное место, а богач – в место, куда не хотелось бы попадать. И богач попросил Авраама: «Пошли Лазаря к моим родным предупредить их, проповедовать им о загробном мире». Он же сказал: «Между нами и вами пропасть великая. А Лазаря посылать смысла нет, так как если даже кто из мертвых воскреснет — не поверят. Есть Моисей и пророки, их пусть слушают».
Вот эта притча, конечно, приоткрывает тайну и загробного мира. Эту притчу рассказал сам Господь о том, что человек живет по окончании земной жизни в некоем новом бытии. О том, что участь может быть благоприятная, положительная, может быть — отрицательное. Также эта притча пророческая, Господь Сам о себе пророчествовал, говоря, «если даже кто из мертвых воскреснет, они не поверят». Говоря об этой притче, хочется немножко понять и Лазаря, и богача. Кстати, у богача имени нету. А у Лазаря есть. Мы знаем имя этого бедняка. Ни богатство не приближает и не удаляет нас от Бога, ни бедность сама по себе не приближает и не удаляет нас от Бога. Бывают такие бедняки, которые всех, кто им не подает, проклинают. Конечно, никакого спасения в этой бедности нет. Ни богатство, ни бедность — это не благословение и не проклятие. Каждый существует в тех обстоятельствах, которые ему полезны. Если можно их изменить, конечно, надо к этому стремиться. Если нет, то благодарить Бога за все, что, собственно, Лазарь и делал. Нам Евангелие не повествует о его ропоте на Бога. Он лишь чаял и надеялся, что, возможно, тот может помочь.
Вот у Амвросия Оптинского есть такие слова: «Если не будешь слышать чужие стоны, не помогут ни молитвы, ни поклоны». Богатство, наверное, его можно тоже воспринимать как нечто от Бога. Если человек именно так воспринимает это как то, чем он может помочь, если он воспринимает это свое богатство как средство ко спасению, тогда благо тому человеку. Но еще я хотел обратить внимание вот из этой евангельской притчи о том, что повествуется, что Лазарь болел, он лежал гнойным. И в сегодняшнем апостольском чтении мы слышали удивительные парадоксальные слова. Господь говорит апостол Павлу, что «сила Моя в немощи совершается». В сегодняшнем апостольском чтении апостол Павел хвалится не тем, что великий проповедник, что он апостол, не подчеркивает свое апостольское достоинство. Он как бы это упоминает, но Он говорит: «Я же похвалюсь в своих немощах». И действительно это поражает, как апостол Павел хвалится тем, что почиталось буквально всеми за великое несчастье из-за кары богов. В античное время это абсолютно нормально было хвалиться своим каким-то достоинством: спортсмены своей силой, музыканты своим прекрасным слухом, произведением, голосом. Сейчас, конечно, мы говорим: «Что же этот человек себя хвалит, если бы другие его хвалили — одно дело, что же он сам себя хвалит». Но в античное время это было абсолютно нормально, форма речи. И Апостол Павел хвалится своими немощами. Он говорит: «Я трижды Бога молил, чтобы отступила болезнь от меня»,. Он говорит была у него некая немощь, «жало в плоть», как у нас написано в синодальном переводе. Что это за болезнь, мы не знаем. Вероятно, ему приходилось претерпевать какие-то боли. Вероятно, эта болезнь доставляла дискомфорт, но он говорит, что Бог к нему обратился и сказал: «Сила моя в немощи совершается». Действительно, мы видим, что несмотря на немощь человеческую, проповедь Апостола Павла действовала на людей и как она распространялась буквально по всему тогдашнему миру, по всей Римской империи. И вот этот Лазарь, который лежал гнойный, вероятно, можно сказать, что сила его в немощи совершалась, если он принимал как должное и безропотно, не роптал на Бога, собственно, как и Иов Многострадальный, если мы вспомним ветхозаветную историю. Вот будем помнить о том, что Бог всегда действует в нашей жизни. Поэтому будем прославлять только Бога и верить, что участь Лазаря может постигнуть и нас».