Послание апостола Павла к Ефесянам 6 глава, 10-17 стихи
10 стих: Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его.
11 стих: Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских,
12 стих: потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной.
13 стих: Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять.
14 стих: Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности,
15 стих: и обув ноги в готовность благовествовать мир;
16 стих: а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого;
17 стих: и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие.
Комментирует
священник Антоний Борисов.
В Римской империи христианство долгое время соседствовало с язычеством. Даже в пятом веке, который стал временем расцвета для православного богословия, христиан в империи было не более тридцати процентов от общего количества населения. Что уж говорить про первый век, когда учение Христа распространялось по территориям Рима апостолами и встречало жуткое сопротивление со стороны идолопоклонников. В особенности сильной языческая оппозиция была в Эфесе, где издавна существовал культ Артемиды — античной богини плодородия.
Храм Артемиды, который считался одним из семи чудес света, днем представлял собой место для жертвоприношений и народных собраний. Ночью же здесь происходили жуткие мистерии, наполненные зловещими обрядами. Тогдашнему жителю Эфеса было трудно исповедовать христианство. Городской уклад был сформирован и подчинен культу Артемиды.
Однако то, что невозможно человеку, возможно Богу. Когда апостол Павел прибыл впервые в Эфес и начал проповедовать, оказалось, что многие из жители рады принять Христа и отказаться от прежней веры. Так появилась местная церковь, укреплением которой стал иной апостол — Тимофей, ближайший ученик Павла. Тем не менее, язычество было сильно и привлекательно. Когда Павел уехал из Эфеса, некоторые христиане расслабились и начали возвращаться к прежним обычаям. Узнав об этом, апостол (уже находясь в римской тюрьме) направил эфесянам послание. В нем он прямо говорит, что бороться с силами зла можно только духовными средствами. Причем начинать надо с себя. Молитвой, постом, добрыми делами мы побеждаем грех внутри нас. При этом наше благочестие самым добрым образом влияет на мир вокруг. Люди видят, как благотворно христианская вера действует на человека и сами начинают хотеть узнать больше о Христе и Его учении.
Павел в сегодняшнем послании говорит также о врагах. Врагами христиан он считает не людей, а злых духов — бесов. Именно они стараются ввести наш мир в хаос, разрушить всё доброе и светлое вокруг нас. Бесы, бывают, напрямую повелевают людьми, поддавшимися страстям и порокам. Апостол призывает не вредить этим несчастным — великое горе стать пленником злых сил. Павел вновь и вновь напоминает, что бороться надо не с людьми, а с источником зла — дьяволом. Победить же его возможно только добром. Не только внешними поступками, но прежде всего внутренней работой над собой.