17 стих: Такое мнение о Нём распространилось по всей Иудее и по всей окрестности.
18 стих: И возвестили Иоанну ученики его о всём том.
19 стих: Иоанн, призвав двоих из учеников своих, послал к Иисусу спросить: Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого?
20 стих: Они, придя к Иисусу, сказали: Иоанн Креститель послал нас к Тебе спросить: Ты ли Тот, Которому должно придти, или другого ожидать нам?
21 стих: А в это время Он многих исцелил от болезней и недугов и от злых духов, и многим слепым даровал зрение.
22 стих: И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что вы видели и слышали: слепые прозревают, хромые ходят, прокаженные очищаются, глухие слышат, мертвые воскресают, нищие благовествуют;
23 стих: и блажен, кто не соблазнится о Мне!
24 стих: По отшествии же посланных Иоанном, начал говорить к народу об Иоанне: что смотреть ходили вы в пустыню? трость ли, ветром колеблемую?
25 стих: Что же смотреть ходили вы? человека ли, одетого в мягкие одежды? Но одевающиеся пышно и роскошно живущие находятся при дворах царских.
26 стих: Что же смотреть ходили вы? пророка ли? Да, говорю вам, и больше пророка.
27 стих: Сей есть, о котором написано: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою.
28 стих: Ибо говорю вам: из рожденных женами нет ни одного пророка больше Иоанна Крестителя; но меньший в Царствии Божием больше его.
29 стих: И весь народ, слушавший Его, и мытари воздали славу Богу, крестившись крещением Иоанновым;
30 стих: а фарисеи и законники отвергли волю Божию о себе, не крестившись от него.
Толкование святителем Амвросием Медиоланским
17 стих: Такое мнение о Нём распространилось по всей Иудее и по всей окрестности.
18 стих: И возвестили Иоанну ученики его о всём том.
Образ закона
И ранее мы уже сказали, что в Иоанне образ закона, предвозвестившего Христа. Закон, который держался взаперти в душах маловерных, лишённых вечного света, словно в темницах… прямо не может сообщить полное завершение свидетельства Господнего домостроительства без присоединения Евангелия
19 стих: Иоанн, призвав двоих из учеников своих, послал к Иисусу спросить: Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого?
20 стих: Они, придя к Иисусу, сказали: Иоанн Креститель послал нас к Тебе спросить: Ты ли Тот, Которому должно придти, или другого ожидать нам?
Трудно понять эти простые слова, так как сказанное ранее противоречит им. Почему Иоанн не знает Того, Кого прежде указал Бог Отец и Кого он узнал при свидетельстве Бога Отца? Как и где он узнал Того, Кого прежде не знал, и здесь не ведает Того, Кого уже знает? Я не знал Его, но Пославший меня крестить сказал мне: на Кого увидишь Дух Святой, сходящий с неба (Ин. 1:33). Он поверил сказанному и поклонился Принявшему крещение и пророчествовал о Его пришествии. Я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Избранник Божий (Ин. 1:34). Возможно ли, что великий пророк ошибался и все еще не верил, что является Сыном Божьим Тот, о Ком он сказал: Сей берет грехи мира (Ин. 1:29)? Или он по дерзости приписал божественное Тому, Кого не знал, или маловерно сомневался о Сыне Божьем? Трудно заподозрить великого пророка в таком заблуждении.
Итак, если невозможно понять высказывание буквально, будем искать понимания духовного. Мы уже сказали раньше, что Иоанн — образ закона, провозвестившего Христа. Закон содержался в сердцах маловерных словно в темнице плоти за запорами неразумия, лишенный вечного света. Теснимый в местах мучений, закон не мог в полноте свидетельствовать о Господнем домостроительстве без помощи и поддержки Евангелия. Закон в книге Исход предрек благодать крещения через образ облака и моря; предвозвестил духовную пищу в виде агнца, вечный источник ознаменовал скалой. В книге Левит закон открыл прощение грехов, в псалмах возвестил Царство Небесное, в Книге Иисуса Навина, ясно провозгласил обетованную землю (см. Исх. 13:21; Исх. 14:21; Исх. 12:3-24; Исх. 17:6; Лев. 25:10; Пс. 21:31; Пс. 16:15; Нав. 9:24). Все это согласуется со свидетельством Иоанна.
Однако тирания мира сего держала закон в заточении и не давала ему пролить свет Господнего воскресения. Иоанн посылает своих учеников ко Христу, чтобы они узнали больше, потому что полнота закона — Христос (ср. Рим. 10:4). Сказанное обычно непрочно без дел, и вера полнее, если она засвидетельствована делами, а не словесными уверениями, поэтому вера, непрочная в сердцах иудеев, когда закон томился в заключении, должна была раскрыться, когда они увидели Господний крест и воскресение.
Возможно, эти ученики — это два народа: один из них — уверовавшие иудеи, второй — язычники, которые уверовали потому, что услышали. Они захотели увидеть, так как сказано: Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат (Мф. 13:16). Но и мы также видели через Иоанна, глазами нашими смотрели через апостолов и руками нашими осязали через пальцы Фомы; что было от начала, что мы слышали и что видели очами нашими, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни — и жизнь явилась (1 Ин. 1:1—2). Когда явилась? Когда мы увидели. Прежде чем ее увидели, она не была так явлена. Благодарим Господа, Который был распят за веру нашу, распят за наши страсти. Дух мой в Нем распялся (ср. Гал. 6:14).
Те, кто и теперь читает Ветхий Завет, прежде чем узнать Евангелие и найти следы Господнего тела, считают, что Ему еще предстоит прийти, и спрашивают, является ли Христос Сыном Божьим, Который должен прийти. И когда они читают, что Он говорил с Авраамом (см. Быт. 17:1-22; Быт. 18:9-32; Быт 22:1-18) или явился как предводитель воинства небесного (ср. Нав. 5:14), они говорят: Ты ли Тот, Кому надлежит прийти, или ожидать нам иного? (Лк. 7:20). Но когда они приходят к Евангелию и узнают, что слепые прозревают, хромые ходят, глухие слышат, прокаженные очистились, мертвые воскресли (см. Лк. 7:22), тогда они говорят: «Мы видели Его и глазами нашими рассмотрели (1 Ин. 1:1), и в следы от гвоздей Его вложили персты наши». Нам кажется, что мы видели Того, о Ком мы читали, смотрели, как Он висит на кресте, и осязали раны Его исследующим духом Церкви. Если перстом Божьим изгоняются бесы (ср. Лк. 11:20), то вера тоже обретается через перст Церкви. Или, можно сказать, одной действующей частью нашего тела — перстом — все мы исследовали чреду Господних страданий, ибо вера пришла от немногих ко многим. Итак, закон предвещает пришествие Христа, евангельское Писание подтверждает, что Он пришел.
Некоторые люди понимают эти слова как сказанные о самом Иоанне: что он был великий пророк, что узнал Христа и возвестил будущее оставление грехов; при этом он не сомневался, но как преданный Богу пророк не верил, что предстояло умереть Тому, Кто, как он верил, должен прийти. Он не колебался в вере, но сомневался по любви. Сомневался и Петр, когда говорил: Смилуйся, Господи, да не будет этого (Мф. 16:22). Первый уверовавший, которому Христос еще не говорил, что Он Сын Божий, и который , тем не менее, уверовал (ср. Мф. 16:16), не мог поверить Самому Христу о смерти Христа. Это следствие благочестивой любви, а не падение в нечестие. Петр также отказывался от того, чтобы ему омыли ноги (см. Ин. 13:8), не уразумев в этом таинственного смысла и смущаясь от уничижения Господа. Стало быть, даже святые не верили, что Христос умрет: Ибо не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1 Кор. 2:9, Ис. 64:4). Итак, для богобоязненных ошибка, сделанная по любви, не мешает хранить веру.
21 стих: А в это время Он многих исцелил от болезней и недугов и от злых духов, и многим слепым даровал зрение.
22 стих: И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что вы видели и слышали: слепые прозревают, хромые ходят, прокаженные очищаются, глухие слышат, мертвые воскресают, нищие благовествуют;
Господь, зная, что без Евангелия никто не может уверовать вполне — так как вера начинается с Ветхого Завета, но получает исполнение в Новом, — ответил на вопрос о Себе не словом, а делами: Пойдите, возвестите Иоанну, что вы видели и слышали: слепые прозревают, хромые ходят, глухие слышат, прокаженные очищаются, мертвые воскресают, нищие благовествуют.
Воистину это полное свидетельство, по которому пророк признал Господа, так как о Нем, а не о ком другом было предречено: Господь дает пищу алчущим, Господь воздвигает падших, Господь разрешает окованных, Господь просвещает слепых, Господь любит праведных, Господь хранит странников, сироту и вдову принимает и путь грешных уничтожит. Творящий так Господь будет царствовать вовек (Пс. 145:7—9, 10). Значит, это признаки не человеческого могущества, но божественного — рассеивать тьму постоянной ночи у слепых и язвы изнемогших глаз целить вливанием света, возвращать слух в уши глухих, у расслабленных восстанавливать крепость ослабевших членов, возвращать к свету почивших, вновь вселяя в них жизненную силу.
До Евангелия это случалось либо редко, либо никогда. Товии было возвращено зрение, однако это было врачевание ангельское, а не человеческое (см. Тов. 11:15, Тов. 6:5). Илия воскресил мертвого (см. 3 Цар. 17:20-23), но он просил и плакал, а Господь повелевал. Елисей помог очиститься прокаженному (см. 4 Цар. 5:10-14), но там действовала не сила приказа, а таинственное предзнаменование. Не иссякала у голодающей вдовы мука, умножившаяся по повелению пророка, но эта мука спасла только одну вдову, да и ее скорее для прообразования таинства.
23 стих: и блажен, кто не соблазнится о Мне!
Но это пока лишь малые примеры свидетельства о Господе. Полнота веры — крест Господа, смерть, погребение. И потому, сказав обо всем том сначала, Господь прибавил: Блажен, кто не соблазнится обо Мне.
Крест может стать преткновением даже для избранных (ср. Гал. 5:11), но нет большего свидетельства о божественности Лица, и нет ничего, что настолько бы превышало человеческое, чем принесение Себя одного в жертву за мир (см. Евр. 9:14, 28); одно лишь это прямо свидетельствует о Господе. Впрочем, так и провозгласил о Нем Иоанн: Агнец Божий, Который берет на Себя грехи мира (Ин. 1:29). Однако здесь ответ дается не двум ученикам Иоанна, но нам всем, чтобы мы уверовали во Христа, видя, что дела Его соответствуют пророчествам. Придет тот, кто присвоит себе Его имя (см. Мф. 24:5), и хотя ты не сможешь отличить его по названию, ты сможешь узнать его, рассмотрев его дела (см. 2 Фес. 2:3).
24 стих: По отшествии же посланных Иоанном, начал говорить к народу об Иоанне: что смотреть ходили вы в пустыню? трость ли, ветром колеблемую?
Что смотреть ходили вы в пустыню ? Трость ли ветром колеблемую? (Лк 7:24). После того, как Иисус указал, что ученики Иоанна уверуют в крест Господа, Он, от уходящих повернувшись к народу, начал призывать бедных к добродетели, чтобы вознесшиеся сердцем, непостоянные нравом, бессильные в совете не предпочитали с виду прекрасное полезному, тленное — вечному, но чтобы смиренным духом поднимали лучше крест, а не возносили награды этого мира и, словно блаженные нищие, не имеющие от мира ничего, чего они лишились бы, охотно поменяли плотскую жизнь на бессмертную славу.
25 стих: Что же смотреть ходили вы? человека ли, одетого в мягкие одежды? Но одевающиеся пышно и роскошно живущие находятся при дворах царских.
Что смотреть ходили вы в пустыню? Трость ли, ветром колеблемую? Что же смотреть ходили вы? Человека, одетого в мягкие одежды? (Лк. 7:24—25). Здесь Господь ведет речь не об одеждах, хотя многих изнеживает забота об одежде помягче: такие люди якобы не могут выдержать тяжести шерсти и влачат шелковые одеяния по земле, отпустив их до пят, и привыкают к ним до того, что верхняя одежда становится им в тягость. Но все же тут, я думаю, имеются в виду другие одеяния и, если не ошибаюсь, человеческие тела, в которые облекается наша душа. Поэтому и одежда Иосифа была окровавлена (см. Быт. 37:31) по образу тела Господня и слова апостольские: Сняв плоть, Он подверг позору все начала и власти (Кол. 2:15), не что иное означают, как то, что плоть была некой одеждой, которую Господь совлек с Себя в страдании, так что Божество осталось свободное и не подверженное оскорблениям. Итак, все эти слова побуждают нас по примеру пророка претерпевать страдания.
Затем Он прибавил: Одевающиеся пышно находятся при дворах царских. Мягкие одежды — это также дела и обычаи сластолюбивой жизни, из-за которой апостол побуждает нас, совлекшись ветхого человека с делами его (Кол. 3:9), облечься в нового, не подвластного сладостным приманкам и не склонного к похотливым поползновениям, но привычного к труду и плодам его. Небесный чертог не примет тех, кто изнежен заботой о теле и роскошью и расслаблен сладострастием, к нему ведут крутые ступени многотрудной добродетели. Те же, чьи бренные тела слабеют в удовольствиях, дряхлеют в жилищах мира сего, не допускаемые в Царство Небесное, и правители тьмы века сего (ср. Еф. 6:12) — а это и есть цари, облеченные властью в мире сем, — приняли подражателей собственных злодеяний.
26 стих: Что же смотреть ходили вы? пророка ли? Да, говорю вам, и больше пророка.
Разве кто-то больше Того, о Ком Моисей сказал: Пророка… <…> …воздвигнет вам Господь, Бог наш (Втор 18:15, 18); о Ком сказано: И будет, что всякая душа, которая не послушает Пророка того, истребится из народа (Деян 3:23; Втор 18:19)?
Если же Христос — пророк, каким образом Иоанн больше всех (Лк 7:28)? Разве мы отрицаем, что Христос — пророк? Напротив, я утверждаю, что и Господь — пророк пророков, и говорю, что Иоанн больше всех, но из рождённых женами, а не Девой.
Ибо большим был Иоанн из тех, кто мог быть равным ему образом рождения. Рождество Иисуса — иное и не сравнимо с человеческими рождениями. Не может быть у человека никакого сравнения с Богом, ведь все ставятся в соответствующий ряд.
27 стих: Сей есть, о котором написано: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою.
28 стих: Ибо говорю вам: из рожденных женами нет ни одного пророка больше Иоанна Крестителя; но меньший в Царствии Божием больше его.
Но больше ли он Того, о Ком Моисей сказал: Воздвигнет вам Господь Бог наш Пророка (Втор. 18:15), о Ком сказал: И будет, что всякая душа, которая не послушает Пророка того, истребится из народа (Деян. 3:23, ср. Втор. 18:19)? Если Христос Пророк, каким образом Иоанн больше всех пророков? Или мы отрицаем, что Христос Пророк? Напротив, я утверждаю, что Господь — Пророк из пророков и что Иоанн больший из всех пророков, но только рожденных женщинами, а не от Девы. Он был больший среди тех, кому был равен по рождению. А у Христа иное рождение, не сравнимое с рождением человеческим. Не может быть у человека какого-либо сравнения с Богом, всякий сравнивается только со своими. Настолько невозможно было сравнение Иоанна с Сыном Божьим, что Иоанн был поставлен даже ниже ангелов.
Ибо меньший в Царствии Небесном больше его (Лк. 7:28). Так как Господь сравнил Иоанна с ангелом (см. Лк. 7:27), он уж точно предпочтен людям, а так как Господь объявил Иоанна лучшим среди рожденных женщинами, то прибавил: Меньший в Царстве Небесном больше его, тем самым Он дал понять, что нужно уступить Ангелам. Итак, с полным основанием Иоанн предпочтен равным ему, от дней его Царство Небесное силою берется (Мф. 11:12).
29 стих: И весь народ, слушавший Его, и мытари воздали славу Богу, крестившись крещением Иоанновым;
30 стих: а фарисеи и законники отвергли волю Божию о себе, не крестившись от него.
То, о чем Матфей сказал в общих выражениях, не объясняя, святой Лука раскрыл, сказав подробнее. У Матфея сказано: И прославлена Премудрость чадами ее (Мф. 11:19). А здесь мы видим, какая это Премудрость, потому что Лука говорит, что они воздали славу Богу. Итак, Бог — Премудрость, потому что Премудрость — Сын Божий (1 Кор. 1:30), премудрость по природе, а не приобретенная. Премудрость — это сила Бога Отца, другое дело мудрость как свойство души: первая рождена, вторая сотворена. Первая Премудрость творит, вторая — творение, так как дело души рассуждать премудро и живо ощущать. Это дары природы, но Сотворивший их нетварен, Он Творец, то есть не дар природы, а ее Податель.
Сам Бог прославляется в |таинстве| Крещения, когда люди, исповедуя свои грехи, получают для себя прошение, как написано: Скажи беззакония свои, чтобы оправдаться (Ис. 43:26). Он прославляется, потому что люди не отвергают надменно дар Божий, но благочестиво принимают его, ибо Господь праведен и правду возлюбил (Пс. 10:7). Бог прославляется, потому что Он посылает Свои дары не бесчестным и преступным, но тем, кто через омовение стал невинным и праведным. Итак, мы прославляем Господа, чтобы получить от Него похвалу.
Рассмотрим внимательнее, что значит прославить Бога. Апостол говорит: Бог верен, а всякий человек лжив, как написано: Ты праведен в словах Твоих и победишь в суде Твоем (Рим. 3:4, ср. Пс. 115:2, Пс. 50:6) Давид также говорит: Тебе единому я согрешил и лукавое пред Тобою сотворил, так как Ты праведен в словах Твоих и победишь в суде Твоем (Пс. 50:6). Поэтому тот, кто грешит и исповедует Богу грех, прославляет Бога, признавая Его победу и ожидая от Него милости. Итак, в крещении Бог прославляется, потому что в крещении исповедание и прощение грехов.
Не будем пренебрегать волей Божьей, как фарисеи. Воля Божья в крещении Иоанновом. Кто может сомневаться, что воля Божья в крещении Христовом? Эта воля, открытая ангелом великого совета , никому не была известна, ибо кто познал ум Господень? (Ис. 40:13; Рим. 11:34). Никто не пренебрегает волей человека, кто же может отвергнуть волю Божью? Поэтому, словно дети, прославим свою мать и последуем за ней! Мы знаем, что мать за детей подвергает себя опасности. Покоримся замыслу матери-Премудрости, повинуемся повелению матери.