8 стих: Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе: поступайте, как чада света,
9 стих: потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине.
10 стих: Испытывайте, что благоугодно Богу,
11 стих: и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте.
12 стих: Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить.
13 стих: Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть.
14 стих: Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос».
15 стих: Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые,
16 стих: дорожа временем, потому что дни лукавы.
17 стих: Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия.
18 стих: И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом,
19 стих: назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист (Игумнов).
Вопрос смысла и цели земной жизни не вызывает у апостола Павла никаких сомнений. Он убежден, что временная жизнь необходима для приготовления к вечности. А подготовка к вечности заключается в тщательном исполнении слов Христа Спасителя. Именно так апостол и наставляет относиться к жизни адресатов своего послания. В любой подготовке, хоть к экзамену в вузе, хоть к вечности есть схожие соблазны, первый и самый главный из которых — ощущение, что времени еще достаточно, что все можно будет сделать чуть позже, завтра или послезавтра. Эта проблема сегодня довольно широко обсуждается в контексте достижения осязаемых земных целей, для нее есть определение — прокрастинация, то есть постоянное откладывание нужных и важных дел на потом в угоду сиюминутным удовольствиям и развлечениям. Апостолу Павлу не был известен этот модный термин, но своими словами он борется именной с сутью скрывающихся за ним процессов. Ведь откладывать на завтра можно не только начало подготовки к экзаменам или здоровый образ жизни с правильным питанием и пробежками по утрам, точно так же можно откладывать и заботу о собственной душе. Апостол призывает поступать «осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы». А далее указывает на то, чем именно стоит заниматься мудрому человеку: «познавайте, что́ есть воля Божия». Перефразируя, можно сказать, что апостол призывает познавать, что угодно Богу и поступать в соответствии с этим с знанием. Именно через познание воли Божией Священное Писание проводит граница между мудрым и неразумным человеком. Мудр тот, кто знает волю Бога и живет так, как угодно Творцу. Конечно, это не оригинальная мысль апостола Павла. О том же самом говорил и Христос Спаситель, к примеру, в притче о безумном богаче, который получил большой урожай и думал, что это его страховка от всех бед и несчастий. Тогда как такой страховкой может быть только исполнение воли Бога, которая, в случае с богачом из притчи, заключалась в том, чтобы делиться полученным даром с нуждающимися.
Апостол дает и метод познания воли Бога, он призывает исполняться Духом через назидание самих себя «псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах» наших Господу. Собственно, это именно то, чего не было у богача из Христовой притчи и без чего увидеть и понять волю Бога невозможно.