SENIM

Поминовение усопших

Особенностью молитвенной жизни Православной Церкви является поминовение усопших. Этот древний обычай свидетельствует о том, что смерть не является преградой для настоящей духовной жизни. Те, кто вошел в Церковь через купель крещения, имеет живую связь со Христом, а Христос победил смерть. Во Христе все мы имеем связь друг с другом – живые и усопшие, ибо Он стал, между нами, как посредник. Сам будучи умершим, Он воскрес и имеет как Господь власть над живыми и усопшими.

Важным для православного человека является согласование своей воли с Божией волей. Об этом написано множество духовных книг, в частности это труд святителя Иоанна Тобольского «Илиотропион». Бог дал человеку свободную волю и для своего же счастья человек должен научиться согласовывать свою волю с волей Божией. Так, в частности, Бог желает всем людям спасения. Если мы будем иметь в себе те же чувства, для нас каждый человек станет ближним. В частности, так мы будем воспринимать и усопших. Ведь они ждут нашей молитвенной помощи. Молитва за усопших является показателем нашей любви к ним. Важно не иметь обиды на усопшего, тогда наша молитва будет принята Богом. Через молитву за усопших мы учимся согласовывать свою волю с Божественной и тем самым становимся сотрудниками с самим Господом, включаемся в духовную деятельность, которую ведет сам Господь.

В Церкви установлены особые дни поминовения усопших. За некоторым исключением, субботы в течение всего года являются поминальными. Как известно, Великий Пост является временем особо строгого исполнения церковного устава. Поэтому вторая, третья и четвертая субботы великого поста посвящены поминовению усопших. В пятницу вечером служатся особые службы под названием Парастас, во время которых читается 17 кафизма. Утром, после Литургии в субботу служится Панихида. ерковь установила особенные дни для торжественного, всеобщего, вселенского поминовения всех от века преставившихся отцов и братий по вере, сподобившихся христианской кончины, равно и тех, которые, быв застигнутыми внезапной смертью, не были напутствованы в загробную жизнь молитвами Церкви. Совершаемые при этом панихиды, указанные уставом Вселенской Церкви, называются вселенскими, а дни, в которые совершается поминовение, — вселенскими родительскими субботами. В кругу богослужебного года такими днями общего поминовения являются:

Суббота мясопустная

Посвящая Неделю мясопустную преднапоминанию последнего Страшного суда Христова, Церковь, ввиду этого суда, установила ходатайствовать не только за живых членов своих, но и за всех, от века умерших, во благочестии поживших, всех родов, званий и состояний, особенно же за скончавшихся внезапной смертью, и молит Господа о помиловании их. Торжественное всецерковное поминовение усопших в эту субботу (а также в Троицкую субботу) приносит великую пользу и помощь умершим отцам и братиям нашим и вместе с тем служит выражением полноты церковной жизни, которой мы живем. Ибо спасение возможно только в Церкви — сообществе верующих, членами которого являются не только живущие, но и все умершие в вере. И общение с ними чрез молитву, молитвенное их поминовение и есть выражение нашего общего единства в Церкви Христовой.

Суббота Троицкая

Поминовение всех умерших благочестивых христиан установлено в субботу перед Пятидесятницей ввиду того, что событием сошествия Святого Духа завершилось домостроительство спасения человека, а в этом спасении участвуют и усопшие. Поэтому Церковь, воссылая в Пятидесятницу молитвы об оживотворении Духом Святым всех живущих, просит в самый день праздника, чтобы и для усопших благодать всесвятого и всеосвящающего Духа Утешителя, которой они сподобились еще при жизни, была источником блаженства, так как Святым Духом «всяка душа живится». Поэтому канун праздника, субботу, Церковь посвящает поминовению усопших, молитве о них. Святой Василий Великий, составивший умилительные молитвы вечерни Пятидесятницы, говорит в них, что Господь наипаче в этот день благоволит принимать молитвы об умерших и даже о «иже во аде держимых».

Радоница. Основанием общего поминовения умерших, которое совершается во вторник после Фоминой недели (воскресенья), служит, с одной стороны, воспоминание о сошествии Иисуса Христа во ад и победе Его над смертью, соединяемое с Фоминым воскресеньем, с другой — разрешение церковным уставом совершать обычное поминовение усопших после Страстной и Светлой седмиц, начиная с Фомина понедельника. В этот день верующие приходят на могилы своих родных и близких с радостной вестью о Воскресении Христовом. Отсюда и самый день поминовения называется Радоницей (или Радуницей).  

У вас есть вопрос? Свяжитесь с нами!

Контактная информация