Евангелие от Иоанн 13 глава, 3-17 стихи
3 стих: Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его, и что Он от Бога исшел и к Богу отходит,
4 стих: встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался.
5 стих: Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан.
6 стих: Подходит к Симону Петру, и тот говорит Ему: Господи! Тебе ли умывать мои ноги?
7 стих: Иисус сказал ему в ответ: что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после.
8 стих: Петр говорит Ему: не умоешь ног моих вовек. Иисус отвечал ему: если не умою тебя, не имеешь части со Мною.
9 стих: Симон Петр говорит Ему: Господи! не только ноги мои, но и руки и голову.
10 стих: Иисус говорит ему: омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все.
11 стих: Ибо знал Он предателя Своего, потому и сказал: не все вы чисты.
12 стих: Когда же умыл им ноги и надел одежду Свою, то, возлегши опять, сказал им: знаете ли, что Я сделал вам?
13 стих: Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то.
14 стих: Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу.
15 стих: Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам.
16 стих: Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его.
17 стих: Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете.
Комментирует епископ Переславский и Углический Феоктист (Игумнов)
Апостол Пётр до самых последних дней оставался верен себе. Он был, как и всегда, импульсивен и горяч, и он мыслил в тех же самых категориях, в которых привыкли рассуждать и мы. И в его, и в нашем сознании мучительной занозой сидит уверенность, что существует некая иерархия допустимых видов деятельности. Что младшие должны служить старшим. Что если старший вдруг возьмётся делать «чёрную» работу, то тем самым он унизит себя и его перестанут уважать. Что сам по себе тот или иной вид деятельности может быть как почётным, так и позорным. Мы видим вокруг себя бесчисленное число примеров такого отношения к труду и к иерархии. Более того, мы видим это и в самих себе. Особенно те из нас, кто был Богом поставлен на какую-нибудь административную должность, которая вместе с обязанностями и ответственностью принесла кабинет, водителя и секретаря. Конечно, мы можем ссылаться на апостола Петра и говорить, что мы подобны первоверховному Христову апостолу, в нас живут те же самые мысли, что и в нем. А если это так, то слова Господа Иисуса Христа о том, что если мы не изменим своей логики и своего отношения, то не будем иметь «части» с Ним, относятся и к нам. «Не иметь части со Христом» означает ни что иное как отлучение от Христа. Это отлучение грозят всякому, кто мыслит в ветхозаветных категориях достойной и недостойной себя самого работы. Кто считает, что этим определяется достоинство человека. Одним словом, такое отношение необходимо всеми силами уничтожать в самих себе. И когда мы видим людей, которые метут наши дворы, моют полы наших подъездов, мы должны помнить, что за каждым из них стоит Христос, стоит Бог, Который не побоялся и не постыдился склонить Свои колени, взять воду и помыть ноги Своих учеников.