Евангелие от Матфея 22 глава 15-46 стихи и 23 глава 1-39 стихи
22 глава
15 стих: Тогда фарисеи пошли и совещались, как бы уловить Его в словах.
16 стих: И посылают к Нему учеников своих с иродианами, говоря: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив, и истинно пути Божию учишь, и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице;
17 стих: итак, скажи нам: как Тебе кажется? позволительно ли давать подать кесарю, или нет?
18 стих: Но Иисус, видя лукавство их, сказал: что искушаете Меня, лицемеры?
19 стих: покажите Мне монету, которою платится подать. Они принесли Ему динарий.
20 стих: И говорит им: чье это изображение и надпись?
21 стих: Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу.
22 стих: Услышав это, они удивились и, оставив Его, ушли.
23 стих: В тот день приступили к Нему саддукеи, которые говорят, что нет воскресения, и спросили Его:
24 стих: Учитель! Моисей сказал: если кто умрет, не имея детей, то брат его пусть возьмет за себя жену его и восстановит семя брату своему;
25 стих: было у нас семь братьев; первый, женившись, умер и, не имея детей, оставил жену свою брату своему;
26 стих: подобно и второй, и третий, даже до седьмого;
27 стих: после же всех умерла и жена;
28 стих: итак, в воскресении, которого из семи будет она женою? ибо все имели ее.
29 стих: Иисус сказал им в ответ: заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией,
30 стих: ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах.
31 стих: А о воскресении мертвых не читали ли вы реченного вам Богом:
32 стих: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но живых.
33 стих: И, слыша, народ дивился учению Его.
34 стих: А фарисеи, услышав, что Он привел саддукеев в молчание, собрались вместе.
35 стих: И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря:
36 стих: Учитель! какая наибольшая заповедь в законе?
37 стих: Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим:
38 стих: сия есть первая и наибольшая заповедь;
39 стих: вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя;
40 стих: на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки.
41 стих: Когда же собрались фарисеи, Иисус спросил их:
42 стих: что вы думаете о Христе? чей Он сын? Говорят Ему: Давидов.
43 стих: Говорит им: как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит:
44 стих: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?
45 стих: Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему?
46 стих: И никто не мог отвечать Ему ни слова; и с того дня никто уже не смел спрашивать Его.
23 глава
1 стих: Тогда Иисус начал говорить народу и ученикам Своим
2 стих: и сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи;
3 стих: итак всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают:
4 стих: связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их;
5 стих: все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих;
6 стих: также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах
7 стих: и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель! учитель!
8 стих: А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель — Христос, все же вы — братья;
9 стих: и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах;
10 стих: и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник — Христос.
11 стих: Больший из вас да будет вам слуга:
12 стих: ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится.
13 стих: Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете.
14 стих: Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь: за то примете тем большее осуждение.
15 стих: Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас.
16 стих: Горе вам, вожди слепые, которые говорите: если кто поклянется храмом, то ничего, а если кто поклянется золотом храма, то повинен.
17 стих: Безумные и слепые! что больше: золото, или храм, освящающий золото?
18 стих: Также: если кто поклянется жертвенником, то ничего, если же кто поклянется даром, который на нем, то повинен.
19 стих: Безумные и слепые! что больше: дар, или жертвенник, освящающий дар?
20 стих: Итак клянущийся жертвенником клянется им и всем, что на нем;
21 стих: и клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем;
22 стих: и клянущийся небом клянется Престолом Божиим и Сидящим на нем.
23 стих: Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять.
24 стих: Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие!
25 стих: Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды.
26 стих: Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их.
27 стих: Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты;
28 стих: так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония.
29 стих: Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников,
30 стих: и говорите: если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков;
31 стих: таким образом вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков;
32 стих: дополняйте же меру отцов ваших.
33 стих: Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну?
34 стих: Посему, вот, Я посылаю к вам пророков, и мудрых, и книжников; и вы иных убьете и распнете, а иных будете бить в синагогах ваших и гнать из города в город;
35 стих: да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником.
36 стих: Истинно говорю вам, что всё сие придет на род сей.
37 стих: Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!
38 стих: Се, оставляется вам дом ваш пуст.
39 стих: Ибо сказываю вам: не увидите Меня отныне, доколе не воскликнете: благословен Грядый во имя Господне!
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Страстная седмица — это не только время особого молитвенного подвига, но и время размышлений. Сегодня можно задуматься над одним примечательным фактом из жизни Спасителя. Христос идёт на страдания не потому, что у Него случился конфликт с язычниками. Но потому, что против Него ополчились иудейское священство и другие ревнители иудейского благочестия. Задумайтесь об этом! На тот момент — это представители единственной на земле богодухновенной религии. Той религии, которую дал человеку Сам Бог. Той религии, которая являла людям доступную им на тот момент полноту Откровения о Творце. Почему же эти люди, которые посвятили свои жизни тому, чтобы дождаться Мессию, когда этот Самый Мессия приходит, восстают против Него? Только что мы услышали весьма объёмный отрывок, в котором рассказывается о целой череде столкновений Спасителя и религиозных лидеров еврейского народа. Все эти эпизоды говорят об одном: у Христа и Его оппонентов было разное отношение к Богу и религиозной традиции.
Ядром религиозной традиции иудеев является Тора, закон Моисея, а также писания пророков. Все эти священные тексты со временем обросли бесчисленным количеством комментариев, и уже эти комментарии наряду с самим законом и пророками стали рассматриваться как голос Бога. Неслучайно во времена Христа в ортодоксальном иудаизме сложилось такое представление, что Бог больше не говорит через Своих посланников, и всё, что осталось людям, — Его голос в тексте. А потому неслучайно иудейскую религию нередко называют религией книги. Книжные правила регламентировали духовную, семейную и социальную жизнь правоверного еврея. Буквально на каждый его шаг, даже, казалось бы, на самый нейтральный и незначительный, существовала скрупулёзная инструкция. Каждое даже бытовое действие можно было оценить как хорошее или плохое с точки зрения тщательности исполнения этой инструкции. Отсюда и странные вопросы, которые книжники и фарисеи постоянно задают Христу. Они хотят, чтобы Он вместе с ними увяз в богословской и юридической казуистике. И для них это жизненно важно. Они искренне боятся погрешить против традиции, которая хранится в бесконечных комментариях на священные тексты и сводах правил, где указывается, как правильно жить. Однако в их жизнях нет живого Бога. Творец превратился для них в священные свитки, растворился в ритуалах богослужения и формах обрядового благочестия. А духовная жизнь стала блужданием в этом лабиринте мёртвой буквы.
В ответ на это Христос и отвечает им, что Бог не есть Бог мёртвых, но живых. То есть Он Сам живой. Он Дух, который везде проникает и всё наполняет. И Он всегда говорит с человеком, если человек обращается к Нему. И на многие свои вопросы иудеи сами могли бы получить ответы, если бы научились сердечному разговору с Творцом. Если бы не цеплялись так судорожно за свою формальную казуистику.
Важно об этом помнить и нам. Христианство — не религия буквы, не религия книги. Это религия Духа. Наши священные тексты, наши правила, наши обряды — всего лишь Его отпечатки в истории. А потому наша духовная жизнь серьёзно пострадает, если мы не будем искать личного, молитвенного общения с Творцом. Ведь, как говорит апостол Павел, «буква убивает, Дух животворит». И не будем смущаться, что наш собственный голос слишком слаб и незначителен по сравнению с голосами святых, которые были до нас. Ведь Христос для того и стал человеком, для того и пострадал, для того и умалился, чтобы стать ближе ко всякому, даже самому немощному Своему ребёнку.