SENIM

Притчи Соломона 16 глава 17-33 стихи и 17 глава 1-17 стихи

0:00 / 0:00
Притчи Соломона 16 глава 17-33 стихи и 17 глава 1-17 стихи

Притчи Соломона 16 глава 17-33 стихи и 17 глава 1-17 стихи

16 глава

17 стих: Путь праведных — уклонение от зла: тот бережет душу свою, кто хранит путь свой.

18 стих: Погибели предшествует гордость, и падению — надменность.

19 стих: Лучше смиряться духом с кроткими, нежели разделять добычу с гордыми.

20 стих: Кто ведет дело разумно, тот найдет благо, и кто надеется на Господа, тот блажен.

21 стих: Мудрый сердцем прозовется благоразумным, и сладкая речь прибавит к учению.

22 стих: Разум для имеющих его — источник жизни, а ученость глупых — глупость.

23 стих: Сердце мудрого делает язык его мудрым и умножает знание в устах его.

24 стих: Приятная речь — сотовый мед, сладка для души и целебна для костей.

25 стих: Есть пути, которые кажутся человеку прямыми, но конец их путь к смерти.

26 стих: Трудящийся трудится для себя, потому что понуждает его [к] [тому] рот его.

27 стих: Человек лукавый замышляет зло, и на устах его как бы огонь палящий.

28 стих: Человек коварный сеет раздор, и наушник разлучает друзей.

29 стих: Человек неблагонамеренный развращает ближнего своего и ведет его на путь недобрый;

30 стих: прищуривает глаза свои, чтобы придумать коварство; закусывая себе губы, совершает злодейство.

31 стих: Венец славы — седина, которая находится на пути правды.

32 стих: Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою [лучше] завоевателя города.

33 стих: В полу бросается жребий, но все решение его — от Господа.

17 глава

1 стих: Лучше кусок сухого хлеба, и с ним мир, нежели дом, полный заколотого скота, с раздором.

2 стих: Разумный раб господствует над беспутным сыном и между братьями разделит наследство.

3 стих: Плавильня — для серебра, и горнило — для золота, а сердца испытывает Господь.

4 стих: Злодей внимает устам беззаконным, лжец слушается языка пагубного.

5 стих: Кто ругается над нищим, тот хулит Творца его; кто радуется несчастью, тот не останется ненаказанным.

6 стих: Венец стариков — сыновья сыновей, и слава детей — родители их.

7 стих: Неприлична глупому важная речь, тем паче знатному — уста лживые.

8 стих: Подарок — драгоценный камень в глазах владеющего им: куда ни обратится он, успеет.

9 стих: Прикрывающий проступок ищет любви; а кто снова напоминает о нем, тот удаляет друга.

10 стих: На разумного сильнее действует выговор, нежели на глупого сто ударов.

11 стих: Возмутитель ищет только зла; поэтому жестокий ангел будет послан против него.

12 стих: Лучше встретить человеку медведицу, лишенную детей, нежели глупца с его глупостью.

13 стих: Кто за добро воздает злом, от дома того не отойдет зло.

14 стих: Начало ссоры — как прорыв воды; оставь ссору прежде, нежели разгорелась она.

15 стих: Оправдывающий нечестивого и обвиняющий праведного — оба мерзость пред Господом.

16 стих: К чему сокровище в руках глупца? Для приобретения мудрости [у] [него] нет разума.

17 стих: Друг любит во всякое время и, как брат, явится во время несчастья.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Однажды мне встретилась история про священника, который всякий раз на проповеди произносил одни и те же слова назидания, никак их не изменяя и не добавляя ничего нового. Когда же прихожане устали слушать одно и тоже, они попросили его объяснить столь необычное поведение, он ответил приблизительно следующее: «А какой смысл говорить что-то новое, если никто из вас пока что не исполнил то, что я непрестанно повторяю?» В самом деле, нам хочется постоянно слышать и узнавать нечто новое, это интересно и увлекательно, но какой в этом смысл, если услышанные слова не меняют нашу жизнь?

Книга Притчей Соломона в некоторых своих фрагментах очень похожа на проповеди того священника: она повторяет одни и те же мысли. Можно, конечно, сказать, что книга Притчей неоднородна, что она имеет несколько слоёв, и что у неё далеко не один автор, а потому она неизбежно содержит в себе повторы. С точки зрения библейской науки это будет вполне корректным заявлением, но мы верим в богодухновенность Священного Писания, следовательно, авторы книг, время создания и количество наслоений в тексте для нас не имеют определяющего значения, мы воспринимаем текст таким, каков он есть, и исходя из этого пытаемся делать необходимые для нашего спасения выводы.

Из книги Притчей можно сделать вывод о том, что существует два пути: путь человека разумного и путь глупца. Да, последнее слово звучит не вполне политкорректно и даже оскорбительно, но книга Притчей не вкладывает в это слово ничего обидного, так она обозначает человека, который не хочет учиться, не хочет не потому, что не может, а потому, что у него нет такого желания, он и без этого считает себя всё знающим и всё понимающим. Книга Притчей утверждает, что различие между мудрецом и глупцом состоит не в разнице интеллектуальных дарований, а в умении слушать наставления и их исполнять, об этом сказано в самом начале книги Притчей: «Глупцы только презирают мудрость и наставление» (Притч. 1:7).

Нынешний отрывок продолжает и раскрывает ту же самую мысль, и говорит о том, что само по себе количество знаний не способно к чему-либо привести: «Разум для имеющих его — источник жизни, а учёность глупых — глупость» (Притч. 16:22). А это означает призыв к тому, чтобы не только накапливать теоретические знания, но и использовать их в своей повседневной жизни, конечно же, в первую очередь — знания о Боге и Его воле, и чем чаще мы слышим повторение мыслей Священного Писания, тем лучше, тем больше вероятность того, что от простого усвоения информации мы перейдём к необходимым для благой вечности действиям.

У вас есть вопрос? Свяжитесь с нами!

Контактная информация