Отвечает протоиерей Евгений Иванов, руководитель информационного отдела Казахстанского Митрополичьего округа:
«Есть такие люди, которые берут камушки со святых мест. Затем они используют чистый сосуд с водой, например, кувшин, ежедневно наполняя его водой и выпивая для оздоровления. Это своего рода интересная традиция — камушки со святых мест. Я видел немало таких людей.
Однажды, будучи маленьким мальчиком, я расспрашивал: почему у одной бабушки был странный кувшинчик — прозрачный, небольшой, с кругленькими камушками внутри? Бабушка объяснила, что этот камушек достался ей от своей бабушки. Та, будучи на месте событий в Сарове и Дивеево, когда жил преподобный Серафим Саровский, взяла камушек с дорожки. С тех пор она использовала этот камушек для освящения воды.
Когда люди посещают святые места, они освящают свою одежду — женщины, например, могут положить на освящение головные уборы. Часто освящают медальоны, крестики, цепочки, кольца, прикладывая их к гробнице святого. Это делается, чтобы предметы напитались божественной силой, если говорить простым языком.
Еще одна прекрасная традиция связана с молитвой на святом месте. Особенно за божественной литургией принято брать святую просфору — церковный хлебец. Затем дома его разделяют на части и употребляют по утрам со святой водой. Это даёт возможность продолжать связь с этим святым местом, даже если вы уже далеко от него. Например, вы давно уехали из Караганды или давно не были в Дивеево, но какая-то святыня оттуда у вас сохранилась».