«Да приидет Царствие Твое» — просит христианин в молитве «Отче наш». «В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3, 1) написано в Евангелии от Матфея. Что же такое Царство Небесное? Если оно приблизилось еще в начале нашей эры, есть ли оно сейчас? На этот вопрос Господь Иисус Христос отвечал так: «Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там» (Лк. 17, 20, 21). Так же сказано: «Тогда, если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там, – не верьте» (МФ. 24, 23). Очевидным образом, Царство всегда связано с Царём. Там, где Христос, там и Небесное Царство. Так же сказал Христос: «Иисус отвечал: Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда» (Ин. 18, 36). Эти слова призывают искать Царство Небесное вне границ земных государств, ведь так же сказано: «Ибо вот, Царство Божие внутрь вас есть» (Лк. 17, 21).
Здесь Христос Говорит о совершенно других реалиях, которые неощутимы органами чувств. Не подвергая сомнению важности земных царств (Мф. 22, 21), Христос говорит о реальности Духовного, Небесного Царства. Дорогой каждому православному христианину преподобный Серафим Саровский так говорит о Царстве Небесном: «Благодать Божия должна обитать внутри нас, в сердце нашем, ибо Господь сказал: Царствие Божие внутрь вас есть. Под Царствием же Божиим Господь разумел благодать Духа Святого». Преподобный Амвросий Оптинский пишет: «Как и чем приобретается Царствие Божие внутрь вас? По слову апостольскому, оно приобретается, во-первых, правдой или праведностью, которая состоит в исполнении заповедей Божиих и милостивом и сострадательном расположении к ближним; во-вторых, миром с ближними, миром от страстей, миром со своей совестью и миром с Богом через покаяние и смирение. Когда христианин понудится так себя устроить, тогда он получит благодатную помощь и при содействии Святаго Духа среди самых скорбей будет радоваться».
Здесь важно заметить, что преподобный Амвросий подчеркивает ту мысль, которую выразил Великий Иоанн Предтеча: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3, 1). Покаяние является условием для достижения Царства Небесного. Однако, начало этого пути к Небесному Царству необходимо признать крещение: «Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3, 5). Согласно объяснению блаженного Феофилакта Болгарского под рождением от воды и Духа нужно понимать крещение.
Итак, каждый крещенный человек обретает возможность войти в Царство Небесное. Для этого человеку необходимо покаяние, как особый образ жизни, состоящий в добровольном отказе от всего, что отдаляет нас от Христа. Такой Образ жизни привлекает к человеку Божию благодать и такой человек входит в Небесное Царство уже здесь, на земле.