«Ко Христу подошел некий молодой человек, некий юноша, и спросил Христа: «Что мне надо сделать для того, чтобы наследовать Царствие Небесное?» Иисус же ответил ему: «Соблюдай заповеди». И повторил ему вторую часть декалога, вторую часть заповедей Моисея о том, где пишется о взаимоотношениях человека с человеком: не убивай, не кради, не прелюбодействуй, не лжесвидетельствуй, и не поступай с людьми так, как бы не хотел, чтобы с тобой поступали. Он же сказал Ему, этот юноша: «Все это я соблюдал от юности моей. Все это и так соблюдаю, что мне еще недостает?» И Христос сказал ему: «Раздай свое имение нищим, возьми крест свой и следуй за Мной». И как пишет евангелист Матфей, юноша этот весьма опечалился и отошел. После этого ученики подошли ко Христу и спросили его: «Так кто же может спастись?» и Христос сказал: «Что невозможно человеку — возможно Богу».
Это, наверное, очень загадочное место в Евангелии. На первый взгляд кажется, что все просто. Возможно, какое-то богатство мешает человеку. Поскольку мы знаем, как трудно порой ограничивать себя, имея что-либо. И Христос говорит, что проще верблюду пройти через игольные уши. В то же время мы знаем не такую далекую историю начала XX века, когда раскулачивали людей, которые имели что-либо. Как потом распорядились вот эти бедняки этим всем? И, наверное, больший грех обогатиться за счет кого-то, и это не есть добродетель. Это может даже и хуже, чем человек, который не может с собой совладать, имея что-либо.
Но разговор юноши и Христа показывает нам немножко другое. Почему я назвал это место загадочным? Мы не знаем даже, как зовут этого юношу, мы не знаем предысторию, мы не знаем уже после этого разговора что случилось. Мы знаем только, что он отошел. Но что было потом? Может, он осознал и пошел вслед за Христом, может, нет, но вот эта история побуждает нас прежде всего взглянуть на себя, чтобы мы закончили эту историю. Чтобы мы всегда подходили ко Христу с неким вопрошанием: «Что же нам не достает, что нам надо сделать?» И Христос нам обязательно отвечает в течение нашей жизни на наши вопросы через различные обстоятельства. Христос действует через людей. В то время, естественно, Он жил на земле, и можно было непосредственно к Нему обратиться и получить ответ из уст в уста. Сейчас же Господь нам подсказывает через жизненные обстоятельства.
Но вот этот ответ о богатстве, о том, что необходимо сделать этому юноше — это ведь он спрашивал Христа, и Христос сердце видит, знает. Видимо, действительно не способен был молодой человек отрешиться от этого всего. Ведь всегда мы призываемся не привязываться ни к чему земному настолько, чтобы мы не могли увидеть Христа. А для нас какой же ответ будет у Христа? Богатство – это, можно сказать, для нас фигура речи. У каждого из нас свое богатство. Вот я помню несколько лет назад разговаривал с одной женщиной, вроде бы добродетельная христианка. Она читала Священное Писание, она молилась, постилась, ходила на богослужение. Ну вот встретила она мужчину, они начали вместе сожительствовать, и он не желал как-то этот брак оформить. И мы с ней разговаривали, и в ее случае как раз это был тот страшный вопрос – готова ли она отказаться от отношений, которые ни к чему не приведут. Но она боялась ответа и избегала, подобно юноше с евангельского чтения сегодняшнего. Она просто в скорби отошла.
Возможно, у нас тоже есть какие-то вот обстоятельства в жизни. Когда мы знаем, как надо поступить и Господь, нам вроде бы показывает, но мы убегаем от этого, ища себе какие-то оправдания. Нет, только не сейчас. Например, престарелых родителей, которые уже требуют ухода, но бывает такое, что думаешь: у меня своя семья, уж как-нибудь справятся. Хотя совесть, вроде как и мучает. Но подобно вот этому юноше из евангельского чтения, мы говорим себе — только не это. И вот обратим внимание к своей жизни, что от нас хочет Господь. Будем стараться не бегать от каких-то взываний совести, действительно постараемся увидеть себя настоящих, и когда мы будем способны отрешиться, во-первых, от чего-то земного в пользу небесного и находить те места, где мы можем быть полезны для своих ближних. Тогда и вступают действительно в силу вот эти слова Христа: «Невозможное человеку возможно Богу». Положи на Господа печаль твою и Той тя препитает. И тогда действительно благо нам будет и соработничество с Богом, сможем приближаться к Нему».