«Сейчас, накануне Успенского поста, нам может показаться, что в этот пост мы совершаем некий подвиг. Мы начнем делание поста как некую жертву Христу. В действительности Христу нужны совершенно другие жертвы. Прежде всего «милости хочу, а не жертвы», говорит Христос. В делании поста, прежде всего, постараемся сохранять себя от гнева, злобы, неприязни, раздражительности. И пусть именно в этом деле будет помощником и наша телесная практика. А иначе мы как раз уподобляемся тем немощным в вере христианам, которым главное сделать все по форме, забывая о глубинном смысле. Мы повсюду можем наблюдать в нашей церковной жизни именно вот это немощное отношение. Возможно, даже отчасти языческое отношение к святыням, отношение к богослужению, к молитве, к постам. В действительности ведь не важно, сколько мы молимся, и Господь говорит: «Не во многоглаголании вашем услышани будете». Оставлять молитву ни в коем случае нельзя. Это очень важно, и без молитвы нет религии, но она не должна восприниматься как подвиг. Это лишь мы выражаем в молитве нашу готовность к действию Бога в нашей жизни. Мы как бы говорим: «Господи, хотим то и то». Прежде всего, духовные вещи, но не обязательно и духовные, есть наши и повседневные физические моменты, от которых хотелось бы, чтобы Господь помог избавиться: найти мира в каком-то конфликте. Но да будет воля Твоя, действуй Ты в нашей жизни. Да, нам может быть не всегда понравится, как Бог будет действовать, но мы себе отдаем в руки Бога. И сегодня, говоря пр этих сильных и бессильных мне в вере христианах, можно вспомнить подвиг преподобномучеников Серафима и Феогноста, который мы сегодня совершаем. Для жителей нашего города это особый день. Наверное, нет таких верующих православных христиан, которые бы не слышали о них. И, конечно, если кто еще не был на месте их мученической кончине, обязательно поднимитесь, совершите это восхождение с молитвой, чтобы Господь коснулся вас молитвами вот этих преподобномучеников. Они действительно были сильными в вере. Когда началось гонение, они отправились на Медео, на Мохнатку, на гору. Затем они ушли на гору Акжар в Аксайское ущелье, где, собственно, впоследствии приняли мученическую кончину. Кто может до смерти засвидетельствовать свою веру? Конечно же, только сильный и по-настоящему смиренный человек. Мы мучеников называем свидетелями. «Мартиес» — это греческое слово, которое означает «свидетель». Они действительно засвидетельствовали своей кровью свою веру. И будем, конечно, молиться и преподобномученикам, чтобы их молитвами Господь нас как-то направил, помог нам увидеть, прежде всего, первостепенное для нас, полезное, отбросить какую-то мишуру, пусть даже и в духовной оболочке, но увидеть за всем Христа, и прежде всего следовать по Его слову, меняя свою жизнь».