«В сегодняшнем апостольском чтении мы слышали о разногласиях, которые существовали в Церкви. Апостол писал христианам в Коринфе, в Греции. Мы часто идеализируем Древнюю Церковь, но в действительности же она имела те же самые проблемы, что и мы сегодня. Апостол пишет: «У вас говорят — «я Павлов», «я Аполлосов», «я Кифин», «я Христов». Дело в том, что в Коринфской церкви существовали некие партии, партии христиан. Произошел некий раскол. Одни говорили «я Павлов». Это, вероятно, те, которые считали себя учениками апостола Павла, которые жили в свободе, в духе любви. Кто-то говорил: «Я Аполлосов». Кто же такой Аполлос? Аполлос – это некий апостол от 70-ти. Он учился в Александрии. Можно предположить, что те, кто были приверженцами Аполлоса, были сторонниками такого аллегорического толкования Писания. Это Александрийская школа, углубленные знания, тайные какие-то знания. Кто-то говорил: «Я Кифин». Кто же такой Кифа? Кифа — это апостол Петр. Можно предположить, что те, кто называли себя Петровыми учениками, еще не отрешились от власти ветхого закона, которые жили по правилам и иудейского благочестия, и совмещали это уже с христианским новозаветным учением. И вот далее апостол Павел пишет «А я Христов», как бы противопоставляя их себе. Он говорит: «Вы называетесь по апостолам, а я говорю «я Христов».
И он приступает к самому главному, к обличению нестроений в Древней Церкви: «Неужели Павел распялся за вас или во имя Павлова вы крестились?» И он призывает помощь Божию для того, чтобы этот раскол уврачевался. Послания апостола Павла всегда были направлены на то, чтобы церковь оставалась жить в неком более-менее нормальном русле. Он создавал церкви по всей Римской империи и затем писал туда письма — то, что мы сегодня называем послание, для уврачевания вот тех раздраев, которые там были.
В сегодняшнем же евангельском чтении мы слышали о том, как Христос накормил пять тысяч мужей. Пять тысяч человек, не считая женщин и детей. И это на самом деле удивительное чудо. Дело в том, что иудейский народ всегда ждал Мессию, всегда ждал Христа. Они во Христе, в конечном итоге, конечно, в Иисусе Христе не признали этого Мессию, но постоянно происходили некие восстания против римской власти, ненавистного римского ига. И представьте себе, вот идет некое восстание, и тут некий такой чудотворец в лице Христа больных исцеляет, мертвых воскрешает, еды нету — он умножил хлебы. Это, получается, непобедимая армия какая-то. И, конечно, в Евангелии от Иоанна есть еще некие другие подробности вот этого чудесного умножения хлебов, о том, что Христос затем после этого чуда спрятался, потому что они хотели его воцарить. Народ не признал во Христе царя, который не от мира сего. Конечно же, все ждали того, кто освободит от римского ига, сотворит царство Израиля и сделает его господствующим над другими народами. Но читая сегодняшнее и апостольское чтение, и евангельское чтение, конечно, прежде всего приходит мысль относительно евангельского чтения. Вот неужели и мы такие сегодняшние? Ведь и Церковь древняя, и сегодняшняя болеет одним и тем же. И неужели мы тоже от Христа ожидаем только земных благ? Неужели Он нам нужен только для того, чтобы исполнять наши сиюминутные, местечковые какие-то проблемы? Или Он нам действительно нужен для того, чтобы достичь самого главного, в конечном итоге, Царствия Небесного? Будем помнить раздрай Древней Церкви, увещание апостола Павла, чтобы никого не слушать, но просто следовать за Христом. И будем помнить, что Христос прежде всего проповедовал о внутреннем изменении».