SENIM

Иеромонах Исаак Истелюев про установление памяти всех русских святых

«Сегодня Церковь празднует сразу несколько дней памяти. С одной стороны, Рождество Предтечи Спасова Иоанна, великого проповедника покаяния. Малыша, который был воспитан ангелом. В житийном образе, есть такой образ, ангел берет малыша. И, действительно, его называют даже ангелом пустыни.

Также сегодня вспоминаются все святые в земле русской просиявшие. Интересно, мы, люди, христиане 21 века, мы знаем, что есть память святых исповедников в земле Российской просиявших. Отдельно уже внесли в календарь имена новомучеников земли Казахстанской, именно в Казахстане просиявших, даже отдельно алматинских святых. Но некогда иеромонах Афанасий Сахаров, будущий епископ, который около 20 лет потом просидит в лагерях, стал поднимать этот вопрос, чтобы поставили в церковном богослужении память всех святых в земле Русской просиявших. От начала тех первых мучеников, которые были умучены в Херсонесе, в Крыму, и до тех самых новомучеников, которым тогда еще предстояло пострадать за Христа.

И вот на Поместном соборе 1917-18 годов, когда епископы принимали этот документ, который предложил молодой иеромонах, литургист, который очень любил богослужение, составил службу и предложил такой большой праздник. Они согласились установить такой праздник, потому что они понимали, что они накануне такого серьезного времени.

1917-й год. Они видят коренные изменения в жизни, и они имели то настоящее покаяние, о котором в свое время проповедник этого покаяния, Иоанн Претеча, говорил. Они знали, что вот они собрали в 17-м году, и что через некоторое время уже предстоит им пострадать, многим пострадать серьезно, так же, как и мученикам ранних времен. И они действительно утвердили этот документ, и получается, первое праздничество вот именно новых, вот этих самых новомучеников, сами новомученики и утверждали этот документ.

И сейчас мы на второй неделе по Пятидесятнице, первая неделя по Пятидесятнице для всех святых, а вторая неделя, как раз сегодня, память святых в земле Русской просиявших. Ведь в земле Русской просияли не только русские святые. Многие проповедники христианства пришли из Греции. Многие другие монахи приходили — Максим Грек, преподобный радонежский, а он грек, приехал тоже проповедовать правильное учение, вдруг немножко искаженное, которое за время было. Поэтому хотелось бы, конечно, обращаться к этим святым. Многие, кто носит имена тех самых святых в земле русской просиявших, я вас поздравляю с Днем Ангела.

А хотелось бы еще поговорить о Иоанне Предтече Ветхого Завета. Пророк, который идет перед Христом, поэтому говорит Предтеча этот, который предвидит пред идет вот мы знаем что даже на иконе воскресения вы сейчас увидите там с левой такой кучерявый дяденька это и есть и он пред течь вы представляете. Мы знаем, что они были родственниками даже с Господом Иисусом Христом, потому что его родные родители были из священного рода: отец его Захария, мы знаем вот из евангельские чтения, он был почитатель, один из первых почитателей Матери Божией. Он почил потому, что он ставил на место среди дев, девственниц, ставил Матерь Божью. А ему говорили: «Что ты творишь, она с ребенком». И они даже в свое время просто забили камнями, убили между жертвенником и кадильным жертвенником, убили самого Захарию. Вот воспитывался маленький Иоанн, получается, уже не родителями престарелыми, а, действительно, его воспитывал ангелы. Мы видим в нем, с одной стороны, жесткость, когда он говорит, что «уже секира лежит под деревом, которое надо срубить». И звучит это страшно, потому что любой из нас знает, что придет суд, и если мы будем судиться, нам страшно, как же нас будут судить, как мы будем отвечать, если, действительно, уже секира лежит, то есть нас только подрубить  останется, и в печку. И эти слова немножко страшно звучат.

Но, с другой стороны, он как раз проповедник покаяния. Мы знаем, что наши праотцы Адам и Ева, если бы положили покаяние, они бы остались бы в Эдемском саду. Но так получилось, что они не положили покаяние. Вместо покаяния они предложили оправдание: «Это жена, которую ты мне дал, это животное, которое до нас ты создал — вот они нас искусили». И мы так же иногда даже на исповеди стоим и оправдываемся: «Это потому, что у нас теща, свекровь, там еще кто-нибудь, виноваты». Там всегда кто-то другой виноват, не я. Давайте будем класть всегда в жизни настоящее покаяние. Смотрите, для таинств разных необходимы нужные вещества. Допустим, для крещения — вода, для миропомазания — миро, для елеосвящения — масло, а для покаяния — наше чистое открытое сердце. Вот об открытом чистом сердце говорит всегда Иоанн Предтеча, день рождения которого мы совершаем сегодня.

Поэтому хотелось бы вот этого малыша, который сегодня родился, —  мы знаем, как глупо его убьют, потому что там тоже поспорил Ирод, что вот станцевала перед ним дочка его брата,  красиво всех ублажила своим каким-то некрасивым танцем, и он пообещал дать ей то, что она просит.  Мы знаем, что было потом — усекновение главы Иоанна Предтечи, поскольку она попросила его голову. Но до усекновения этот малыш воспитывался в пустыне. И Господь, когда говорил: «Кто же идет в мягких одеждах, не царь ли он?» Действительно, он ходил в верблюжьей такой одежде, в мягкой одежде верблюжьей. Весь, наверное, нечесаный, как его изображают на иконах, такой кучерявый проповедник. Очень строгий, с одной стороны, и, с другой стороны, очень ревностный. Он хочет, чтобы каждый человек успел покаяться, раскаяться, и чтобы был с Богом, со Христом. И когда Господь пришел креститься к Иоанну Предтече, то он говорит: «Ты меня покрести лучше». А Господь говорит: «Нет, что должен делать, давай делай, ты будешь меня крестить, так положено».

У вас есть вопрос? Свяжитесь с нами!

Контактная информация