«Братья и сестры, вы, конечно, хорошо помните, как Его встречали в Иерусалиме. Устилали ковры, посыпали дорогу цветами, а «Осанна вышним!» кричали и дети, и взрослые. Его встречали по-царски. Это был царский вход. Конечно, такой вход в Иерусалим, такая встреча не могли не вызвать в этом городе, по меньшей мере, смущения. Особенно среди тех, кто сомневался в том, что Он – Мессия. А среди тех, кто считали, что Христос вовсе не Мессия, эта встреча вызвала ещё большее недоумение. Они совершенно не понимали, с кем имеют дело. А ведь сколько было чудес – и в этом городе, и в других, и по всей стране!
Однако фарисеи, священники и старейшины этого народа, как вы знаете, не признавали Христа. И сколько у Него было врагов! И вот эти враги сейчас объединились. На следующий день после входа в Иерусалим Господь Иисус Христос пришёл в храм. Войдя туда, Он, взяв кнут, начал изгонять тех, кто превратил дом Божий в место торговли. Опрокидывая их столы и выгоняя их кнутом, Он вызвал большое возмущение среди первосвященников, священников и фарисеев – среди всех тех, кто привык к такому порядку в храме. Немедленно они начали заговор против Него, который, как вы знаете, чем закончился.
Тогда, при всем народе, они обратились к Нему с вопросом: «Скажи, какой властью Ты всё это делаешь? Кто дал Тебе право так входить в город, принимать царскую встречу от невежественного народа? Кто дал Тебе власть выгонять из храма всех тех, кто служит религии, обычаям, обрядам, как Ты это делаешь?» Господь Иисус Христос не ответил им прямо. Но позже, в своём страшном обличении, Он сказал: «Вы Царство Божие не наследуете, вы его отвергаете, вам оно не нужно. В Царство Божие войдут раньше вас кающиеся блудницы и мытари».
Но это было сказано позже. А сейчас Он говорит притчу, которую вы слышали в сегодняшнем Евангелии. Это притча о том, как царь устроил брачный пир по случаю свадьбы своего сына. Он пригласил на пир многих. Были заколоты тельцы, приготовлена обильная трапеза, устроено большое празднество. Царь просил многих прийти на этот пир. Вы слышали, как люди отказывались от этого приглашения: одни – из-за дел в своих деревнях, другие – из-за работы на земле, третьи – по иным причинам.
В Евангелии от Луки упоминается ещё один важный момент: когда слуги царя, приглашавшие людей, слышали отказы, им говорили: «Извини, я бы очень хотел прийти, но не могу. Занят». Этот брачный пир – это образ духовного союза человека с Богом, брака Неба с Землей. Это особая трапеза любви, на которую Господь зовёт каждого из нас. Этот зов с небес обращен ко всем людям. Но как много отказавшихся! Сколько людей среди нас, верующих во Христа, находят оправдания, чтобы не откликнуться на этот зов, чтобы не прийти на брачный пир, на Святую Евхаристию.
А если и приходят, то часто без той брачной одежды, в которой надлежит быть. Эта одежда – исполнение заповедей Божиих. «Надень на себя эту чистую одежду, явись чистым на брак», – говорит Господь. Но как много среди нас людей, которые приходят в церковь, а затем возвращаются к прежней жизни, не очистившись, не облачившись в брачные одежды. Тогда Бог не допускает их на пир, лишает права и возможности участвовать в нем, изгоняет.
Мы всегда заняты всевозможными делами, и каждое дело, конечно, важно само по себе. Но разве все дела имеют одинаковое значение? Разве все ценности равны? Конечно, нет. Самая большая ценность жизни – услышать зов, обращенный к нам с небес, отозваться на него и прийти на этот брачный пир. Это самое важное в нашей жизни, потому что только так она обретает смысл.
Часто, занимаясь своими повседневными делами, мы спрашиваем себя: «Господи, какой смысл в том, что я делаю?» Конечно, важно, например, вытереть дома пыль. Но если из-за этого вы не можете прийти в церковь, откликнуться на зов с небес, разве это дело действительно важнее? Разве оно наполняет жизнь смыслом?
Мы все стремимся к добру, хотим быть хорошими. Но даже добрые дела теряют свою ценность, если превращаются в самоцель. Только когда эти дела совершаются во имя чего-то большего, они обретают настоящий смысл. Стремление к высшим ценностям – это путь к человеческому идеалу. Мы призваны к высоте, к тому, чтобы поднять наши сердца выше всего земного – к Богу и к Его дарам.
Господь завершил притчу словами: «Много званых, но мало избранных». Давайте же постараемся быть теми, кто услышит зов, откликнется на него и облечётся в брачные одежды, исполняя заповеди Божии».