«Сегодня мы празднуем, можно сказать, малую Пасху Казахстанской земли, потому что сегодня праздник новомучеников и исповедников земли Казахстанской. У нас под Казанским храмом есть пещерный храм, и можно сказать, что сегодня престольный праздник нашего пещерного храма.
Еще несколько дней назад мы праздновали память священномученика Пимена, первомученика казахстанского, которого расстреляли в роще Баума еще в 1918 году. И потихонечку началось с него, скажем так, появление тех самых новомучеников. На поместном соборе 1917-18 годов некогда иеромонах Афанасий Ковровский захотел установить празднество всех святых, в земли Русской просиявших, будто бы все участники Поместного собора знали о том, что им предстоит серьезнейшее, скажем так, свидетельство своей веры. И вот так веру свою стали уже свидетельствовать в Киеве, это был священномученик Киевский митрополит Владимир, а в нашей земле, Казахстанской, началось со священномученика Пимена Верненского, Семиреченского.
Вместе со святителем Пименом, священномучеником, через некоторое время появились уже наши алматинские иеромонахи. Уже Верный стал называться Алма-Атой, и советская власть началась с гонения на Церковь и на священнослужителей. Первые уже советские мученики, это были преподобные Серафим, Феогност, и с ними тоже пострадавшие — Исаакий, Анатолий, Пахомий. Их жития мы изучаем, любим, почитаем. К Серафиму и Феогносту мы поднимаемся в их монастырь, молимся 11 августа.
Есть наши мученики алматинские Александр, Стефан и Филипп, Никола Кучугурские. Это священники Никольского собора. Есть священномученик Парфений Красильский, наш батюшка, который в этом всем храме и был настоятелем, и он был умучен вот здесь. Недалеко мы можем видеть поклонный крест.
Мы можем вспомнить святых карагандинских святых, начиная с продолжателя Оптинских старцев, старца Севастьяна Карагандинского и много других — в Долинке, в Караганде, в Карлаге пострадавших. Это и мужчины, и женщины, и святители, и епископы, монахи, архимандриты, монахини и просто миряне. Мы знаем, что там даже есть Мамочкино кладбище, даже детишек подвергали гонению. Был в Советском Союзе Алжир — Акмолинский лагерь жен изменников Родины. И там были пострадавшие жены — святая преподобномученица Евдокия, и с ней пострадавшие сестры.
Можно вспомнить святителей, пострадавших в Талдыкоргане, в Шымкенте. Когда в 1999-м году собирался материал для канонизации святых от Алматинской и всей Казахстанской епархии, владыка Алексий и Святейший Патриарх Алексий II называли Казахстан антиминсом, распростертым на всей территории страны, потому что и в Шымкент отправляли, и в Джамбул, тогда еще Мирзоян.
Сюда в ссылку был отправлен Илларион Троицкий, он мог стать нашим новомучеником, но так получилось, что он сильно заболел, и его пришлось вернуть в Москву. Он уже стал московским святым. В 2000 года на архиерейском соборе было канонизировано от Алматинской и Московской епархий больше всего священнослужителей, которых расстреливали, убивали.
В Казахстан отправляли уже испокон века. Мы знаем, что сюда отправляли интеллигенцию еще в 19 веке. И вот 20 век начался с того, что сюда отправляли неугодных в Карлаг, в Алжир, другие лагеря. Есть у нас несколько епископов, которые пострадали в Талдыкоргане, в Уральске, в иных местах. Можно читать жития Виссариона Урджарского, Владимира Лепсинского, посещать места, где они пострадали.
Были исповедники. Чем отличаются мученики от исповедников? Мученики были умучены и пострадали уже за Христа. А исповедники, они были мучены, но почили уже позже своей смертью. Мы можем вспомнить священномученика Алматинского Николая, которого бросили в Аркалыке. Один татарин его подобрал и в больницу привез, ухаживал за ним. И потом уже, когда архиепископ Николай стал уже митрополитом Николаем Алматинским, он туда приезжал, и действительно тот татарин встретил его со слезами на глазах, потому что он думал, что это обычный дедушка. Смотрите, святитель Николай даже не проявлял своего, скажем так, достоинства архиерейского.
Если мы вспомним нашего еще не канонизированного митрополита Иосифа, тоже исповедник веры, мы знаем, что он отсидел в лагерях. Когда в свое время мощи его переносили из центрального кладбища в Софийский собор, то их омывали специально маслами, миром. На ребрах святителя были видны наросты. То есть, ему ломали ребра в лагерях, и они зарастали и потом появились такие вот мозоли на костях. Поэтому мы сразу же по этим мощам можем сказать, что действительно человек пострадал во время лагерей. И мы любим очень и митрополита Николая, и митрополита Иосифа.
Святителя Николая уже канонизировали, а есть еще много подвижников благочестия, которых еще не канонизировали, но мы их тоже почитаем, уважаем, служим панихиды по ним. Всякому христианину 20-21-го века надо понимать, что вот так вот люди свидетельствовали о своей вере.
Можно вспомнить и другую сторону, когда свидетельствовали веру, когда совершались вот эти все исповедничества, ведь были и предатели, были те, кто писали в ОГПУ, смалодушничали. Поэтому стоит думать вот о чем: случись что с нами, христианами 21 века, как мы себя поведем? Хорошо бы читать наставления этих новомучеников, исповедников. Многие из них писали письма, оставляли какие-либо заповеди, оставляли поучения, потому что у них было очень много духовных чад. Уже написано житие и святителя Николая Алматинского, священномученика Пимена, владыки Иосифа уже есть житие. А наш священномученик Парфений и же с ним пострадавшие, наверное, молятся за нас с вами, за прихожан Казанского собора.
И, конечно же, тоже изучая их труды, воодушевляясь, мы будем уже становиться на труд, скажем так, на подвиг свой, насколько мы можем его нести. Были ведь те, которые смалодушничали, которые писали в ОГПУ или в НКВД, по чьим доносам забирали новомучеников и исповедников. Поэтому хотелось бы, конечно же, не оказаться малодушным, но быть верным Церкви Православной.
Изучаем жития святых, наших мучеников, воодушевляемся их подвигом, молимся им, и по их молитвам да даст Господь нам веру крепкую, исповедование наше, потихонечку нести наш крест. Мы, христиане 21 века, не можем просить такого же подвига, как у них. Но можем нести малый подвиг — терпеть ближнего, любить ближнего, воспитывать новое поколение христиан. Наверное, они это и заповедовали, потому что участники Поместного собора уже понимали, к чему стремиться в 1917-18 году. Поэтому они и создали тот самый праздник — святых, в земле Русской пострадавших, а у нас сейчас еще отдельно – новомучеников, в земле Казахстанской просиявших. Хотелось бы изучать эти жития».