SENIM

Иеромонах Херувим Левин про зависть

«Слово «праздник» часто понимается как возможность спокойно проводить время, отвлекаясь различными способами, иногда уткнувшись в телевизор. Но редко кто в эти дни посвящает время богомыслию. Даже если мы порой посещаем храм в праздничные дни, вернувшись домой, мы снова погружаемся в житейские заботы. При этом иногда умудряемся осуждать других. Бывает, кто-то из нас, приходя в храм пораньше, замечает, как моют полы, и задается вопросом: «Разве в воскресный день разрешается работать?»

Но суть не в этом. Сегодняшнее евангельское чтение, которое мы слышали, повествует о том, как Христос, уча народ, увидел женщину, которая 18 лет страдала недугом, находясь в согнутом, скорченном состоянии. 18 лет своей жизни она провела в таком положении! Христу стало ее жалко. Она ничего не просила у Него. В отличие от других евангельских эпизодов, где, например, один кричал издалека: «Иисус, сын Давидов, помилуй меня!», или другая женщина, кровоточивая, в толпе прикоснулась к краю Его одежды, уверенная, что исцелится (и действительно получила просимое), эта женщина молчала.

Безусловно, она слышала о Христе, как и многие другие. Она знала, что есть такой человек, который может помочь, и пришла, как и все, просто наблюдать. Она смирилась со своим недугом, терпеливо неся свой крест. Но Господь Сам пришёл ей на помощь и исцелил ее.

Это вызвало гневное возмущение начальника синагоги, фарисея, который воскликнул: «Сегодня день покоя, день отдыха! Как ты можешь творить такие дела?» На что Господь ответил: «Вы ведь, если при необходимости, в день покоя отвязываете своего осла или вола и ведете его напоить. Так почему же нельзя помочь дочери Авраамовой?»

Господь этим показывает, что Он пришел не отменить закон, но восполнить его. Чем восполнить? Тем, чего всегда не хватает законникам – любовью. Без любви исполнение закона бессмысленно. Как сказал апостол Иоанн Богослов: «Если в тебе нет любви, ты – медь звенящая или кимвал бряцающий». Без любви мы – пустой звук.

Господь стремился донести совершенную любовь до сердец и умов людей. Но многие не понимали Его или не хотели понимать. Их ослепляла другая пагубная страсть – зависть. Казалось бы, чему завидовать в бедном плотнике из Назарета? Но зависть – страшная страсть.

Каждый день мы молимся Святому Духу и просим в молитве Господней: «Не введи нас во искушение». Живя в этом мире, мы боремся с волнами житейских забот и пороков. Но Священное Писание и церковь, как любящая мать, каждое воскресенье зовут нас обратно, к Богу, откуда мы когда-то ушли. Как говорит святитель Григорий Палама, нас призывают вернуться в недра Отчие, в тайну Пресвятой Троицы.

Особенно важно помнить об этом сейчас, в дни поста. Нам нужно стараться не повторять ошибок фарисеев. Ведь, как говорил святитель Василий Великий, нет более пагубной страсти, чем зависть. Святитель Иоанн Златоуст добавляет: «Если ты постишься, творишь милостыню, ведешь трезвенную жизнь, но завидуешь брату своему, ты преступнее всех».

Мы часто недооцениваем зависть. Нам кажется, что это просто мелочь: подруга купила красивые сапожки, а нам тоже захотелось такие же. Но зависть – это нечто более страшное. Именно зависть стала причиной падения лучшего из ангелов Божиих, который стал сатаной. Из-за зависти совершаются убийства, как это произошло с Каином.

Самое опасное – зависть способна убивать не только физически, но и морально. Слово, произнесённое с завистью, может ранить сильнее ножа. Поэтому в эти постные дни нам необходимо бороться со всеми своими страстями, искореняя их из сердца.

Эта борьба невозможна без Бога. Мы должны подпитывать себя Им через участие в Божественной литургии и причащение святых Христовых тайн».

У вас есть вопрос? Свяжитесь с нами!

Контактная информация