Православный календарь 28 мая. Преподобный Пахомий Великий
Преподобного Пахомия Великого Церковь чтит как одного из основателей монашества и столпа отшельничества и пустынножительства. Он родился в третьем веке, в Египте, получил хорошее образование, имел добрый нрав и спокойный ум. В двадцать лет Пахомия призвали в войска императора Константина. Новобранцев разместили в здании городской темницы. Местные христиане пришли с запасами пищи и накормили воинов. Юноша узнал, что они так поступают, исполняя заповедь своего Бога о любви к ближним. Это глубоко запало в его душу. Пахомий дал обещание сделаться христианином. Войско вернулось из похода с победой, Пахомий принял крещение и поселился в уединенном месте. Почти сразу же он стал вести строгую подвижническую жизнь. Через десять лет, по Божественному откровению, Пахомий основал обитель у развалин селения Тавенисси. По преданию, устав монашеской жизни Пахомию вручил Ангел Божий в образе монаха. Постепенно вокруг Пахомия стали собираться ученики. Он строил жизнь монастыря на послушании. Пахомий говорил, что послушание, исполняемое с усердием, выше поста и молитвы. Вскоре рядом с монастырем возникло еще 7 обителей, которыми руководил Пахомий. Но он всё так же оставался глубоко смиренным иноком, который всегда готов был повиноваться и принимать замечания от каждого брата. Господь наградил Пахомия дарами чудотворения и исцеления болезней.
Православный календарь 28 мая. Святой благоверный царевич Димитрий Угличский
Святой благоверный царевич Димитрий Угличский родился в тысяча пятьсот восемьдесят втором году. Он был сыном царя Иоанна Грозного. Через два года Грозный скончался. Престол занял старший сын, Феодор Иоаннович, но власть фактически находилась у его шурина боярина Бориса Годунова. Тот отослал царевича Димитрия и его мать, царевну Марию Феодоровну из Москвы в Углич. Там в тысяча пятьсот девяносто первом году Димитрий погиб. Специальная комиссия тотчас же расследовала трагедию, и признала ее несчастным случаем: в припадке эпилепсии царевич наткнулся на остро заточенный гвоздь или нож, с которым забавлялся до этого. Но к тому времени толпа угличцев уже успела растерзать нескольких сторонников Годунова, которых обвинили в убийстве. В комиссию входил Василий Шуйский. В тысяча шестьсот шестом году, в недолгое царствование Шуйского, гробница Димитрия в Угличе была открыта. Мощи отрока нашли нетленными. Шуйский подтвердил версию об убийстве Димитрия по приказу Бориса Годунова. Мощи были торжественно перенесены в Архангельский собор Кремля. Царевич Димитрий был причислен к лику святых.
Православный календарь 28 мая. Преподобный Пахомий Нерехтский
Преподобный Пахомий Нерехтский, в миру Яков, жил в четырнадцатом веке. Он родился в семье священника в городе Владимире. В семь лет мальчика отдали учиться. Юношей, он принял монашеский постриг. Пахомий участвовал в восстановлении Царе-Константиновского монастыря близ Владимира и несколько лет был игуменом обители. Пахомий стремился к безмолвной жизни пустынника. Он тайно оставил Владимир и удалился в Костромской край. Близ города Нерехты, на реке он нашел удобное место для отшельнической жизни — полустров в глухом лесу. Местные жители с радостью помогли ему устроить монастырь. Пахомий построил храм, сам написал для него образ Святой Троицы. Вскоре в обитель стали приходить иноки. Согласно правилам монастыря, они сами обрабатывать землю и питались трудами рук своих. Преподобный Пахомий скончался в глубокой старости. Его святые мощи хранятся в возрожденном в тысяча девятьсот девяносто третьем году после многолетнего запустения Троице — Сыпановом Пахомиево-Нерехтском женском монастыре.
Православный календарь 28 мая. Преподобный Евфросин Псковский
Преподобный Евфросин Псковский, в схиме — Елеазар, жил в пятнадцатом веке. Родители хотели, чтобы он вступил в брак. Но юноша тайно ушел в Снетногорский монастырь под Псковом и принял там постриг. Через некоторое время, в поисках более глубокой сосредоточенности в молитве Евфросин, с благословения настоятеля, поселился в одинокой келье в лесу, на реке ТОлве. Но пустынножительство монаха быстро было нарушено: к нему потянулся ручеек верующих, искавших наставничества и помощи. Многие оставались жить рядом с кельей Евфросина. Вскоре, когда братии стало достаточно, иноки отстроили храм. Евфросин принял особый монашеский чин — схиму с именем Елеазар. В его честь обитель позже получила название Спасо-Елеазаровской. По смирению и из любви к уединенному подвигу сам Елеазар не принял звания игумена. Настоятелем стал его ученик, а Елеазар жил один в лесу близ озера. Сто лет спустя монах Спасо-Елеазаровского монастыря Филофей сформулировал известную концепцию «Москвы как Третьего Рима»: «Два Рима — Рим и Константинополь — пали, третий — Москва — стоит, а четвертому — не бывать».