SENIM

Православный календарь 16 февраля

Православный календарь 16 февраля. Святой праведный Симеон Богоприимец.

Праведный Симеон родился за три века до Рождества Христова. Он стал одним из семидесяти двух ученых-переводчиков, которым египетский царь Птолемей Второй поручил перевести на греческий Священное Писание. По преданию Симеон переводил книгу пророка Исайи. Он прочитал в подлиннике слова «Се, Дева во чреве приимет и родит Сын», и решил, что в тексте ошибка. Симеон хотел исправить «дева» на «жена». В этот момент ему явился ангел и удержал его руку. Небесный посланник сказал Симеону, что тот не умрет, пока сам не убедится в исполнении пророчества. С того дня праведный Симеон ожидал в Иерусалимском храме пришествия Обетованного Мессии. Прошло почти триста лет. В сороковой день по рождении Дева Мария и праведный Иосиф в соответствии с обычаем принесли Богомладенца в храм. Симеон взял младенца Христа на руки и изрек пророчество о Спасителе мира. Эти слова, получившие название Песнь Симеона Богоприимца, читает священник на каждой вечерней службе.

Православный календарь 16 февраля. Святая праведная Анна Пророчица.

Анна Пророчица родилась в первом веке до нашей эры. Родители выдали ее замуж, но в браке Анна прожила всего семь лет. Муж ее рано скончался, и женщина поселилась при Иерусалимском храме. Вскоре Анна прославилась своей строгой аскетической жизнью — она соблюдала строгий пост и пребывала в молитве и днем, и ночью. В Евангелии от Луки говорится, что ей было уже восемьдесят четыре года, когда она стала участницей событий, известных как Сретение Господне. Как и праведный Симеон, Анна, благодаря данному Господом пророческому дару, сразу узнала Богородицу и Богомладенца. Лука пишет об этом так: «Она в то время, подойдя, славила Господа и пророчествовала о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме». Символическое значение этого события состоит во встрече праведников Ветхого завета с воплощением завета Нового.

Православный календарь 16 февраля. Святой равноапостольный Николай, архиепископ Японский.

Святой равноапостольный Николай, архиепископ Японский, в миру Иван Касаткин, родился в тысяча восемьсот тридцать шестом году в Смоленской губернии. Иван получил духовное образование в Санкт-Петербурге и принял монашество с именем Николай. Он сам изъявил желание служить в Японии, настоятелем консульского храма города Хакодате. Сначала проповедь Евангелия в Японии казалась немыслимой. По словам самого отца Николая, «тогдашние японцы смотрели на иностранцев, как на зверей, а на христианство, как на злодейскую церковь». Восемь лет у него ушло на то, чтобы изучить народ, язык, нравы и обычаи. Вскоре появились первые прихожане среди японцев. И в тысяча восемьсот шестьдесят девятом году Синод образовал в Японии Российскую Духовную Миссию. Служение в краю Восходящего солнца не было простым. Община не раз страдала в период гонений на христиан. Но трудами архиепископа Николая в Токио были построены собор Воскресения Христова, семинария, издавался журнал, печатались книги. Святитель Николай перевел на японский богослужебные книги, составил православный богословский словарь. Через пятьдесят лет после того как он впервые ступил на японскую землю, здесь было более двухсот пятидесяти христианских общин и свыше тридцати трех тысяч верующих.

 

Православный календарь 16 февраля. Священномученик Василий Залесский

Священномученик Василий Залесский родился в тысяча восемьсот восемьдесят седьмом году в Астраханской губернии. Он получил духовное образование, принял сан и служил в разных храмах Астрахани. Сильное духовное впечатление на него произвела гибель в тысяча девятьсот девятнадцатом году архиепископа Астраханского Митрофана, расстрелянного вместе со своим викарием. В течение многих лет отец Василий вместе с прихожанами навещал могилу священномучеников и служил там панихиды. В тысяча девятьсот двадцать седьмом году ОГПУ решило прекратить все видимые проявления почитания священномучеников. Вскоре на отца Василия был составлен донос. Его обвиняли в том, что крестный ход на могилу мучеников стал «явной политической демонстрацией против рабоче-крестьянской власти…». Священник не признал своей вины и его приговорили к ссылке в концлагерь. Там вскоре было заведено новое дело и срок Залесскому увеличили. Почти шесть лет он проработал счетоводом на строительстве Беломорканала. В тридцать четвертом году он вернулся. Кто знает, как сложилась бы его судьба ведь некоторое время отец Василий продолжал работать счетоводом. Но прихожане упросили и пастырь снова вернулся в храм. В тридцать восьмом последовал новый арест и расстрельный приговор за якобы антисоветскую деятельность.

Православный календарь 16 февраля. Благоверный князь Роман Угличский.

Благоверный князь Роман Угличский родился в тысяча двести тридцать пятом году. После смерти отца и старшего брата двадцатишестилетний Роман стал княжить в Угличе. В наше время о князе сказали бы, что он активно поддерживал в городе социальную сферу. Так по приказу Романа Угличского в городе были открыты богадельни для престарелых и больных жителей. Князь распорядился устроить странноприимные дома для нищих и путников. Роман поддерживал Церковь. В его княжение в Угличе воздвигли пятнадцать храмов. Сохранились летописи, в которых князя называли мудрым правителем, любившим беседовать с умными и опытными людьми. О Романе говорили как о подвижнике, отмечали, что он преисполнен религиозных чувств. По преданию пламенные молитвы князя Романа спасли Углич от разорения монголо-татарами. Молва о кротком, мудром и милосердном князе привлекала в Углич народ из других княжеств. Углич рос, расширялся и украшался. В сорок пять лет князь овдовел. С этих пор Роман Угличский практически полностью посвятил себя молитве и благотворительности. Он мирно скончался и был погребен в родном Угличе, в храме Преображения. Через двести лет мощи князя были обретены нетленными.

Православный календарь 16 февраля. Святитель Симеон Полоцкий, епископ Тверской.

Святитель Симеон жил в тринадцатом веке. Он происходил из рода князей Полоцких и был седьмым епископом Полоцким. В это время участились нападения на город литовских князей, усилились распри между местной знатью. Вскоре был убит князь Полоцкий, племянник Симеона. Епископа вынудили покинуть город и переселиться в Тверь. Симеон стал первым епископом Тверской епархии. О владыке говорили, что он снисходителен и добр к обиженным и несчастным, внимателен к нуждам иноков и священников, и грозен для тех, «кто оскорбляет правду». Известен разговор епископа Симеона с полоцким князем Константином. Тот хотел посмеяться над своим тиуном -судьей, и спросил за обедом у святителя: «Где будут тиуны на том свете?» Симеон ответил: «Тиун будет там же, где и князь». Князь нахмурился: «Тиун-же судит неправедно, берет взятки, мучит людей, а я что худое делаю?!» Владыка объяснил ему: «Если князь добрый и богобоязненный, жалеет людей, любит правду, то он поставит судью доброго, умного и правдолюбивого. Тогда и князь будет в раю, и судья будет с ним. Если же князь без страха Божия, не думает о сиротах и вдовах и ставит начальника нерассудительного, а только бы доставлял ему деньги…, то и князь будет в аду, и судья его с ним».