Святитель Арсений, епископ Тверской
Святитель Арсений, епископ Тверской, жил в четырнадцатом веке. Он родился в Твери и совсем молодым юношей принял постриг в Киево-Печерской лавре. Даже среди иноков этого древнего монастыря, хранившего традиции благочестия, Арсений выделялся своей строгой жизнью по уставу, начитанностью и трудолюбием. Вскоре митрополит Киевский Киприан стал выделять Арсения. Вместе они в тысяча триста девяностом году прибыли в Тверь. В это время тверской князь Михаил Александрович созвал Собор иерархов для суда над епископом Евфимием, с которым много лет был в ссоре. После безуспешных попыток закончить дело миром, митрополит Киприан назначил на Тверскую кафедру Арсения. Тот испугался тамошних нестроений и отказался. Но и князь, и митрополит настаивали. Как показала история, пребывание епископа Арсения на Тверской кафедре смогло прекратить многие раздоры в княжестве. Стали строиться храмы и соборы, развивалось церковное просвещение. От епископа Арсения потомкам осталось настоящее сокровище — по его повелению был сделан список с Киево-Печерского Патерика, содержащий историю Лавры. Рукопись стала самой древней дошедшей до наших дней редакцией этого драгоценного памятника русской письменности. И получила название Арсеньевской.
.
Священномученик Феодот, епископ Киринейский
Священномученик Феодот жил в четвертом веке. Он был епископом кипрского города Керинии. Во время гонения на христиан при императоре Ликинии, Феодот открыто проповедовал и призывал язычников обратиться к Истинному Богу. Когда он узнал, что отдан приказ о его аресте, то не дожидаясь воинов, сам пришел к наместнику Кипра. По преданию епископ сказал: «Я тот, которого ты ищешь, явился, чтобы проповедовать Христа Бога моего». Исповедника приговорили к пыткам. Многие свидетели его стоического поведения сами уверовали во Христа. Узнав об этом, наместник Кипра приказал прекратить публичные истязания. Он решил бросит епископа Феодота в тюрьму, где о подвиге и муках его никто не узнает. Но подоспел указ императора Константина Великого, даровавший свободу вероисповедания всем христианам. Епископ Феодот в числе других верующих, был освобожден. Он вернулся в родной город и продолжил епископское служение.
.
Преподобный Агафон Египетский.
Преподобный Агафон Египетский жил в четвертом веке. Он был современником преподобного Макария Великого и также жил отшельником в пустыне. Подвижник отличался необыкновенным смирением. Он считал себя грешнейшим из людей. По преданию, однажды к Агафону пришли некие иноки для духовной беседы. Они стали пересказывать все слухи о праведнике, а тот с готовностью соглашался со всем. Подтвердил и то, что он гордый и невоздержанный, сознался и в своей лживости. Лишь одно обвинение решительно отверг Агафон — в ереси. Объяснил он свои слова так: «Всякому человеку свойственно погрешать, и все мы, по испорченной природе нашей, невольно увлекаемся пороками. А ересь есть богоотступничество, самовольное отречение от Истины Божией». Перед своей кончиной преподобный Агафон три дня сидел молча и сосредоточенно. Он словно всматривался во что-то. На вопрос иноков он ответил, что видит себя на Суде Божием. «Разве ты не надеешься на добрые твои дела, которые ты сотворил, угождая Богу?» — спросили иноки. — «Не надеюсь до тех пор, пока не увижу Бога. Одно дело суд человеческий, а другое дело суд Божий» — отвечал праведник.
.
Икона Божией Матери «Державная».
Чудотворный образ Божией Матери «Державная» был обретен в тысяча девятьсот семнадцатом году в день отречения от престола императора Николая Второго. Крестьянке Евдокие Андриановой дважды явилась Пресвятая Богородица и указала на церковь в селе Коломенском, где следовало найти забытую черную икону. В подвале церкви Вознесения Господня была обретена большая потемневшая от времени икона. Когда ее обновили, то увидели изображение Царицы Небесной как Царицы Земной. Богородица восседала на престоле, облаченная в одеяние, напоминающее царскую мантию. В ее правой руке — скипетр, левая возложена на державу, на голове — царская корона, окруженная золотым нимбом. На коленях Богородицы — отрок Иисус Христос в светлом одеянии, с благословляющей десницей. Совпадение явления иконы с отречением императора, а также с особенностями открывшегося образа было воспринято народом как символ. Это символическое свидетельство передачи верховной царской власти и попечительства о России Самой Богородице. Икона Божией Матери «Державная» почитается как чудотворная
.