SENIM

«Воскрес Христос, и торжествует жизнь!» (слово святителя Иоанна Златоуста в день Святой Пасхи)

  1. Вновь зазвучали по всей вселенной на разных языках и наречиях эти великие слова, знаменующие победу Христа над смертью, свидетельствующие о торжестве Божией любви, освободившей человечество от греховного плена, провозглашающие «иного жития вечнаго начало» (Канон Святой Пасхи). «Христос воскресе, и жив есть Бог наш! — восклицает святитель Андрей Критский, — Свет бо есть, и Жизнь, и Воскресение. Мироносицы ликуют, ученики веселятся, все народы земные радуются, ибо воскресла Жизнь наша!»

    2

    Каждый год входит в нашу жизнь Пасха Божия спасительная, всецело нас обновляя и очищая. Всякий раз, когда на исходе Страстной седмицы и в Пасхальную ночь в храмах совершаются самые торжественные и величественные богослужения, происходит таинственное приобщение верующих к евангельским событиям. Мы со страхом и трепетом предстоим Животворящему Кресту и Живоносному Гробу и вместе с женами-мироносицами слышим ангельские слова, открывшие новую страницу всей человеческой истории: что вы ищете живого между мертвыми? Его нет здесь: Он воскрес (Лк. 24:5-6).

    3

    Радостная пасхальная весть есть непоколебимое основание нашей веры. По слову святого апостола Павла, если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша (1 Кор. 15:14). В день празднования Воскресения Христова сердце каждого верующего исполняется благодатной радостью: перед нами зримо открывается великая тайна нашего спасения, совершенного вочеловечившимся Сыном Божиим. Теперь каждый человек получил возможность обрести мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа (Рим. 5:1). Празднуя Святую Пасху, мы, как воспевает Пасхальный канон, «смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного жития вечнаго начало».

    4

    Какие бы испытания и скорби не встречали мы на жизненном пути, стоит нам усилием мысли перенестись в Пасхальную «священную и всепразднственную спасительную нощь» (канон Святой Пасхи), привести на память слова песнопений в честь Воскресения Христова, как всякая печаль отступает, исчезает страх, расторгаются узы маловерия.

    5

    Каждому верующему в Распятого и Воскресшего Спасителя, Пасхой двери райские отверзаются (стихира Пасхи), земное бытие наполняется истинным смыслом, и даются благодатные силы преображать свою жизнь, побеждая зло добром (Рим. 12:21).

    6

    Ныне, как поется в Пасхальном каноне, «вся исполнишася света, Небо же и земля, и преисподняя», а поэтому для христианина любые обстоятельства с помощью Божией могут изменяться к лучшему, любые трудности стало возможно преодолеть, и вслед за апостолом Павлом каждый из нас получил дерзновение воскликнуть: Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе (Флп. 4:13).

    7

    Со страхом и радостью великою (Мф. 28:8) жены-ми- роносицы восприняли благую весть о Воскресении Спасителя, но их смешанный со смущением восторг лишь пред возвещал великую радость всей вселенной, поскольку не только их Учитель вернулся к жизни, но была побеждена смерть и положено начало освобождению всего человеческого рода: Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом и воскресил с Ним (Еф. 2:4-6).

    8

    Каждый из нас, участвующих в торжественных пасхальных богослужениях, обретает бесценный религиозный опыт — радость встречи с Господом Воскресшим. Физически находясь в храме, духом мы стремимся с женами-мироносицами в сад Иосифа Аримафейского к живоносному Гробу, мыслями уединяемся в Сионской горнице с апостолами, таинственно осязаем вместе с Фомой пречистые раны Спасителя и, как у Луки и Клеопы, путешествующих в Эммаус учеников Господа, горят в нас сердца от радости о Воскресении Христа из мертвых. Постараемся сохранить спасительную уверенность в присутствии Воскресшего Господа рядом с нами во все дни до скончания века (Мф. 28:20), потому что эта вера, по апостольскому слову, есть победа, победившая мир (1 Ин. 5:4).

    9

    Первым словом Воскресшего Господа, обращенным к женам-мироносицам, было — Радуйтесь (Мф. 28:9), первым Его приветствием ученикам — Мир вам (Лк. 24:36). Радость и мир даровал Спаситель Своим апостолам, которые пронесли благую весть о Воскресении Христовом от края до края земли, став очевидцами и служителями Слова (Лк. 1:2), и, исполнив земную миссию, поныне научают верующих своими богодухновенными писаниями.

    10

    Праздник Светлого Христова Воскресения каждому из нас щедро дает силы к духовному возрождению, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни (Рим. 6:4).

    11

    Выдающийся проповедник XIX века протоиерей Родион Путятин в день Святой Пасхи произнес слова, громко взывающие к христианской совести: «Горе и в простые дни несладко, но как оно мучительно в светлый праздник! Нужды и всегда нелегки, но как они тягостны среди общего довольства». Каждый из нас, вкусивший благодатных даров от тридневно Воскресшего Христа, может и должен найти приемлемые для себя возможности и время порадовать ближних, поделиться душевным теплом, добрым словом, пищей или одеждой. Способов явить любовь, милосердие, сострадание необыкновенно много, как говорит об этом псалмопевец Давид: Я видел предел всякого совершенства, но Твоя заповедь безмерно обширна (см. Пс. 118:96).

    12

    Истинно празднует Воскресение тот, кто сам воскрес от мертвых дел для дел добродетели, для веры и любви христианской», — говорил всероссийский пастырь праведный отец Иоанн Кронштадтский. Поэтому торжественно отмечая Воскресение Христово, не будем забывать о доброй, освященной веками традиции: в пасхальные дни делами милосердия, утешительным словом и сострадательной любовью помогать больным, нуждающимся, обездоленным. Разделяя с ближними радость Святой Пасхи, да будем мы, по слову апостола, богаты на всякую щедрость, которая через нас производит благодарение Богу (2 Кор. 9:11).

                                                                     13               

    Ангел повелевает женам-мироносицам возвестить ученикам Спасителя, что Он воскрес из мертвых (Мф. 28:7), а затем и апостолы призываются свидетельствовать о Христе Распятом и Воскресшем даже до края земли (Деян. 1:8). Мы с вами — продолжатели апостольской проповеди, к нам обращается Господь: Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие (Мк. 16:15). Мы живем в непростое время, когда человечество начинает испытывать возвещенную древним пророком жажду слышания слов Господних (Ам. 8:11). В наш век, когда истинные ценности подменяются ложными, когда во многих сердцах охладевает вера в Бога, когда предается забвению Евангельское благовестие, когда из сердец уходит любовь, нам необходимо с особой силой свидетельствовать о том, что воистину Христос воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми, и над живыми (Рим. 14:9).

    14

    Вместе со всей полнотой Православия мы торжествуем победу света над тьмой, жизни над смертью. Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь (Пс. 117:24), — возглашает словами Псалмопевца Святая Церковь, призывая нас разделить ликование о неизреченной Божественной милости к человеческому роду. «Что произвело такую радость и светлость? Какая этому причина? — вопрошает преподобный Феодор, игумен Студийский, и ответствует: — Христос воскрес из мертвых, и весь мир ликует. Христос отверз рай и всем соделал его доступным».

    15

    По безграничной любви Божией к Своему творению Господь Иисус Христос «нас ради человек и нашего ради спасения» (Никео-Цареградский Символ веры) стал человеком, пострадал и умер на Кресте, чтобы, взяв на Себя грехи мира, воскреснуть для оправдания нашего (Рим. 4:25). Рождением Спасителя началось наше примирение с Богом, жизнью Христовой оно продолжилось, смертью и Воскресением — исполнилось.

    16

    Восставший от мертвых Богочеловек стал Новым Адамом, Начальником обновленного, спасаемого Им человеческого рода. Воскресение Христово открыло нам путь к Небу, и Церковь ныне воспевает в Пасхальном каноне: «От смерти бо к жизни и от земли к небеси Христос Бог нас преведе». Пасха уверяет нас в прощении, которое воссияло человечеству от живоносного Гроба, и утверждает надежду на будущее всеобщее воскресение. Ликует наше сердце, уста прославляют Воскресшего Спасителя, но никаких слов земной хвалы не будет достаточно, чтобы в полноте возблагодарить Господа за Его неизреченную милость к нам.

    17

    Благодать Пасхи Господней — это неиссякаемый источник спасения человека и всего мира на все времена, для всех поколений. Одинаковую силу и значимость имеет Воскресение Христово как для Его современников, так и для нас — тех, кто двадцать веков спустя Его прославляет.

    18

    От Воскресшего Господа подается благодатная помощь в таинствах Церкви, через которые мы становимся живыми для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем (Рим. 6:11), и в немощи нашей совершается сила Божия (2 Кор. 12:9). Какие бы препятствия ни вставали на этом пути, восставший из Гроба Спаситель всегда с нами, Он с любовью укрепляет и поддерживает верных чад Своих.

    19

    В пасхальные дни важно помнить о древней благочестивой традиции: празднуя торжество, разделять радость с нуждающимися, обездоленными, больными и одинокими ближними нашими. «Отымите печаль у душ, удрученных скорбью, как Господь отъял умерщвление от нашего тела, — звучит призыв святителя Григория Нисского, — возвратите честь посрамленных, обрадуйте опечаленных; пусть для всех цветет, как цветок, красота праздника». Принесем ждущим помощи и поддержки весть о Воскресении Христовом, памятуя сказанное Самим Спасителем: Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне (Мф. 25:40).

    20

    Воскресение Христово нужно воспринимать не только как исторический факт, относящийся к прошлому, но, прежде всего, как чудо, непрестанно повторяющееся и живущее внутри верующих, как возрождающую и созидающую силу Церкви, как неумолкающую евангельскую проповедь. Еще вчера, склоняясь перед святой Плащаницей, мы вспоминали погребение Спасителя и скорбели вместе с Пречистой Богородицей, а ныне перед нашими духовными очами отваленный камень, погребальные пелены, пустая гробница, и сияющий белоснежными ризами ангел возвещает: Не ужасайтесь! Вы ищете Иисуса Назарянина распятого? Он восстал, Его нет здесь, вот место, где Он был положен (Мк. 16:6). Еще вчера вместе с праведными Иосифом и Никодимом мы приносили Христу погребальные песнопения, а ныне видим светлейший солнца лик нашего Господа и слышим Его обетование: Я с вами во все дни до скончания века (Мф. 28:20).

    21

    Весь мир, сотворенный Богом, исполняется ныне радостью о совершении Божественного домостроительства нашего спасения. «В сей день, — говорит святитель Григорий Богослов, — Христос отразил жало смерти, сокрушил мрачные затворы унылого ада, даровал свободу душам». Радостная пасхальная весть о Воскресении Христовом есть сущность нашей веры. Призванное к бессмертию человечество грехом лишило себя способности исполнить свое Божественное предназначение, и лишь Тот, Кто даровал людям саму жизнь, мог вернуть миру спасительную возможность воссоединения, примирения с Творцом.

    22

    Для каждого христианина Воскресение Спасителя является не просто предметом благочестивых размышлений, а неотъемлемой частью личного духовного опыта. Через все многообразие церковной жизни — молитвы, чтение Священного Писания, участие в Таинствах — мы постигаем реальность пребывания Живого Бога здесь с нами, в наших больших и малых ежедневных делах и заботах, в печалях и радостях. Воскресший Господь не только соучаствует в нашем бытии, но и воскрешает наши души, освобождая нас от власти греха, делая способными приносить плоды Духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру (Гал. 5:22).

    23

    «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангелы поют на небесех», — свидетельствуем мы и просим Господа, чтобы и нас, живущих на земле, сподобил Он в чистоте и праведности, в мире и единомыслии совершать это великое празднование, в полноте являющее суть нашей веры.

    24

    Воскресение Христово — это возвышенный праздник любви, необъемлемой разумом любви Бога к человеку. В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши (1 Ин. 4:10), дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3:16), — свидетельствует святой апостол и евангелист Иоанн Богослов. Воскресением Христовым и любовью Божией мы становимся причастниками бессмертия и обретаем истинный смысл нашего земного бытия. «Во Христе мы обладаем всем, — пишет святитель Амвросий Медиоланский. — Если твоим ранам нужно исцеление — Он врач. Если горишь в жару — Он прохладный ключ. Если нуждаешься в поддержке — Он сила. Если страшишься смерти — Он жизнь. Если бежишь мрака — Он свет. Если ты голоден — Он пища».

    25

    Я есмь воскресение и жизнь (Ин. 11:25), — свидетельствует о себе Христос в Евангелии. Он, наш Господь и Спаситель, — источник вечного, нескончаемого бытия для всех верующих в Него. Именно в Воскресении Христа является человечеству Его любовь и премудрость, Его сила и слава; мы видим и удостоверяемся в том, что Он воистину Владыка жизни и Победитель смерти, которой невозможно было удержать Его (Деян. 2:24). «Исповедуй Иисуса Христа и веруй, что Он воскрес из мертвых — и ты спасешься», — наставляет нас святитель Григорий Богослов.

    26

    Христос воскресе! Ныне этот всерадостный возглас, прославляющий победу Жизни над смертью, вновь раздается на земле. Он звучит на всех континентах, в многолюдных столицах и в тихих селениях. «Никто же да плачет прегрешений, прощение бо от гроба возсия. Никто же да убоится смерти, свободи бо нас Спасова смерть», — восклицает великий вселенский учитель и проповедник слова Божия святитель Иоанн Златоуст, передавая особое состояние христианской души в праздник Светлого Воскресения Христова.

    27

    Неполным будет наше празднование Воскресения Христова, если мы не поспешим разделить пасхальную радость с нашими ближними, тем более — с нуждающимися в помощи, утешении и поддержке. Древние христиане в этот великий праздник совершали дела любви и благочестия. Подражая Господу, Своим Воскресением освободившему человечество от уз греха и смерти, благочестивые цари отпирали в пасхальные дни темницы и прощали узников. Простые люди помогали нищим, сиротам и убогим, освященные яства раздавали бедным, навещали болящих. Постараемся, чтобы для всех нас пасхальные дни стали сугубо светлыми и торжественными через добрые наши дела, через слова утешения и ободрения, через сострадание и милосердие, посвященные славе имени Господа. Благотворительность, как рай, полна благословений, и милостыня пребывает вовек (Сир. 40:17), — напоминает нам ветхозаветный праведник.

    28

    Воскресение Господа — это благовестие, которое мы по повелению Спасителя призваны делом и словом возвещать людям: Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари (Мк. 16:15). Духовным опытом, который даруется нам через жизнь в Церкви, необходимо в меру сил и талантов делиться с ближними и дальними. Свет веры, которым Бог озарил наши сердца, важно распространять вокруг. Зримым и ощутимым символом этой проповеди является совершение в пасхальные дни богослужений вне стен храма — с крестами, иконами, хоругвями и возжженными свечами исходим мы на крестные ходы в пространство мира, живущего материальными интересами, чтобы и его возвысить и освятить.

    29

    Пасха Христова дает жизненные силы, наполняет душу предвкушением будущих благ (Евр. 10:1). Преступление первого человека, Адама, который по наущению диавола встал на путь противления Богу, — прощено; повреждение человеческой природы, лишенной возможности соединения с Божеством, — исправлено; прерванное общение Творца и разумного творения — восстановлено; блудный сын вернулся к любящему Отцу; путь в райские обители открыт победой над смертью нашим Спасителем.

    30

    В подвигах поста и молитвы мы провели дни святой Четыредесятницы, и в Пасхальную ночь вместе с мироносицами и апостолами становимся свидетелями тайны Воскресения нашего Спасителя, духовными очами созерцая Его живоносный Гроб и внимая словам ангелов: Его нет здесь — Он воскрес, как сказал (Мф. 28:6). И сбываются на нас, в радости исповедующих победу Христа над смертью, слова Господа: Многие пророки и цари желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали (Лк. 10:24).

    31

    Пасха сообщает верующим сердцам благодатную радость жизни будущего века. И эта Небесная радость наполняет подлинным смыслом и преображает земную жизнь. В свете Пасхи Христовой все наши повседневные труды, совершаемые с верой и надеждой, не только приносят удовлетворение и счастье на земле, но и приобретают глубокое духовное значение, служат проводником в вечность. «Ищи благ будущих — получишь настоящие», — наставляет христиан Златоустый проповедник.

    32

    Воскресший Христос дарит жизнь каждому верующему в Него по Своему нерушимому обетованию: Я живу, и вы будете жить (Ин. 14:19).

    33

    Две тысячи лет назад у гроба Христова впервые жены-мироносицы услышали от ангела благую весть: Что вы ищете живого между мертвыми? Его нет здесь: Он воскрес (Лк. 24:5-6), и с тех пор каждый год Воскресение Спасителя особым образом празднуется Святой Церковью, как «праздников праздник и торжество из торжеств». В пасхальные дни храмы наполняются людьми, звучат ликующие песнопения, радостная атмосфера приходит в семьи, повсюду раздаются поздравления, и даже те, кто еще только ищет свой духовный путь, охотно разделяют с православным народом Пасхальное торжество.

    34

    Воскресший Спаситель рядом с нами. Он кротко стучится в двери нашего сердца. В эти святые дни мы радуемся общей радостью со всеми веселящимися о Господе. Но и печалимся о тех наших ближних, души которых, к сожалению, все еще не пробуждены от сна Божественной Любовью. К ним обращается святой апостол Павел: Восстань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос (Еф. 5:14). Восстань! Так призывает тебя в день Пасхи Господь, Восставший из мертвых.

    35

    Сердце человеческое чувствует величие и святость Пасхи Божией спасительной, ибо, по слову святителя Амвросия Медиоланского, «воскресением Иисуса Христа заключается ад, отверзается Небо, разбойник вводится в рай. Воскресение Господа нашего для умерших есть жизнь, для грешников — прощение, для святых — слава».

    36

    Пусть, взирая на нашу жизнь, озаренную светом Пасхальной радости, исполненную Евангельской любви, сияющую благородством заповедей, всякий убежденно скажет: «Воистину воскресе Христос!» По примеру, явленному нам в Евангелии Спасителем, с пониманием и терпением будем снисходить друг ко другу, помогать и поддерживать окружающих нас людей в испытаниях. Верим, что Воскресший Спаситель не оставит нас и ниспошлет нам твердость и мужество для непоколебимого стояния в вере, избавит нас от всех бед и напастей.

    37

    В пасхальных молитвословиях многократно повторяются слова о том, что Христос даровал жизнь «сущим во гробех». Кого Церковь именует мертвыми, которых Спаситель оживил Своим Воскресением? Это и праведники Ветхого Завета, начиная от Адама и Евы, это и все человечество, не имевшее до явления в мир Господа познания истины и свободы (см. Ин. 8:32), это и все те, чьи души воскресли благодатью Божией через веру во Христа, ожили через покаяние и следование евангельским заповедям. «Когда душа переходит от греха к добродетели, — учит преподобный Авва Дорофей, — тогда совершает она Пасху Господу. Пасха Господня есть переход от зла к добру». Евангельское чудо победы Христа над смертью является призывом к каждому человеку начать новую жизнь — вместе с Воскресшим Спасителем совоскреснуть верою в силу Бога (Кол. 2:12).

    38

    Воскресение Господа Иисуса Христа — это не только Его личная победа над смертью, но и начало вечной жизни для каждого из нас. Благодаря этому великому евангельскому чуду наша жизнь обретает и основание, и перспективу. Свет Воскресшего Христа озаряет ее и наполняет смыслом. Пасхальное торжество побуждает человеческие сердца к победе над духовной смертью, то есть к обновлению нравственной жизни, к избавлению от греховного плена, к освобождению от рабства страстей. Господь не только показывает нам путь заповедей, ведущий к бессмертию и блаженной вечности, но и дает каждому из нас крепость и силу взять крест свой, и следовать за Ним (Лк. 9:23).

    39

    Церковь не случайно установила предварять празднование Пасхи Господней периодом особого духовного бодрствования и трезвения — временем Святого и Великого Поста. По слову святителя Филарета, митрополита Московского, «только тот имеет полную и неотъемлемую радость Воскресения Христова, кто со Христом и сам воскрес внутренне и имеет надежду воскреснуть торжественно, а сию надежду имеет только тот, кто приемлет участие в Кресте, страданиях и смерти Христовой». Очищение сердца, испытание совести, участие в церковных таинствах для врачевания греховных недугов души, дела благочестия и милосердия — вот тот путь, которым мы следуем Христу, сораспинаемся Ему и входим в пасхальную радость Господа своего.

    40

    «Поистине священна и достойна всякого торжества эта ночь, спасительная и светозарная», — звучат слова Пасхального канона. Святитель Исихий Иерусалимский, прославляя Пасху Божию спасительную, восклицает: «Ныне благодаря Воскресшему рай отверст, Адам оживотворяется и Ева утешается, человек спасается и Христос приемлет поклонение, ибо, поправ смерть и опустошив ад, Он взошел на Небеса как Царь-Победитель, как Властитель славный». Сын Божий пришел на землю, исполняя волю Отца, и исполнил ее даже до смерти, и смерти крестной (Флп. 2:8). Христос пришел разрушить грех, исцелить падшее человеческое естество, пострадать за всех людей и за каждого из нас. Он пришел, чтобы пройдя через смерть и преисподнюю, возродить нас к новой нетленной жизни, даровать Божественное Царство.

    41

    Для каждого верующего Воскресение Христово является центральным моментом всей мировой истории и, вместе с тем, величайшим личным духовным торжеством, поскольку именно этим Евангельским событием преодолена пропасть, отделявшая людей от Бога, и человек, отпавший некогда от своего Небесного Отца, становится причастником Божественной жизни.

    42

    На земле не существует истинной радости без -победы над смертью, а победы над смертью не существует без Воскресения, а Воскресения — без Христа», — сказал известный сербский подвижник преподобный Иустин (Попович). Праздник Пасхи дарит нам особую радость, радость от осознания победы Спасителя над последним врагом — смертью (1 Кор. 15:26), дарит твердую уверенность в собственном бессмертии и вечной жизни в Небесном Царстве.

    Торжествуя о Воскресшем Спасителе, с особой силой будем совершать молитвы о сохранении мира и братолюбия на нашей Казахстанской земле и во всем мире. Пусть Жизнодавец Господь смягчит озлобленные сердца, «добрых сохранит по благости Своей, злых соделает добрыми по доброте Своей» (Литургия святителя Василия Великого), избавит всех нас от бед и нестроений. «День Воскресения Господа нашего Иисуса Христа — основание мира, начало примирения, прекращение враждебных действий, разрушение смерти, поражение диавола», — пишет святитель Иоанн Златоуст.

    43

    Воскресение Христово является для нас источником любви к Богу и ближнему. К Богу — поскольку мы не можем не откликнуться на Его любовь, явленную нам в чуде Пасхи, в спасении мира и даре вечной жизни. К ближнему — поскольку в человеке вновь засиял образ Творца, люди получили честь именоваться детьми Божиими, и нет теперь такого грешника, который не смог бы достичь вершин праведности. Святая Пасха — источник нашего утешения.

    44

    Священноисповедник Николай, митрополит Алма-Атинский, размышляя над словами Спасителя, сказанными по Воскресении апостолу Фоме, блаженны невидевшие и уверовавшие (Ин. 20:29), обращается к своей пастве: «Ведь это и мы с вами, други мои! Мы поверили в Воскресшего Христа, хотя никогда Его не видели. Сохраним же эту веру до последнего вздоха своего, и когда на Страшном суде Господь наш Иисус Христос спросит: «Кто вы?», мы ответим: «Господи! Мы — те, которые поверили в Твое Воскресение, и мы вместе с апостолом Фомою воскликнули Тебе: «Господь мой, и Бог мой!»»

    45

    Пусть каждый из нас, празднуя праздников праздник и торжество из торжеств, постарается преуспевать в пасхальные дни в вере и добрых делах, дабы во всем прославлялся Бог через Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь (1 Пет. 4:11).

    46

    Что вы ищете живого между мертвыми? Его нет здесь: Он воскрес (Лк. 24:5-6), — в предрассветной тьме раздается голос ангелов, возвещающих победу Спасителя над смертью, и, не стихая продолжает звучать в устах всех поколений христиан. Не умолкает гимн жизни, потому что каждый верующий во Христа человек таинственным образом переживает в своей душе Пасху Божию спасительную. Он воскрес, как сказал (Мф. 28:6), — слышим мы евангельскую весть, и как некогда мироносиц объемлет нас трепет и радость великая, вместе с апостолами мы изумляемся чуду и поклоняемся Восставшему из мертвых, как у Луки и Клеопы горят в нас сердца, и с Фомой каждый из нас восклицает: Господь мой и Бог мой! (Ин. 20:28), и с Петром милостивно принимает от Него прощение. «Ты не видел телесными очами Воскресшего из мертвых? Но созерцаешь Его очами веры. Не видел Воскресшего телесными очами? Но узришь Его в бесчисленных чудесах», — учит святитель Иоанн Златоуст.

    47

    В книге Деяний апостольских, которая читается в храмах в пасхальный период, написано: Апостолы же с великою силою свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа, и великая благодать была на всех их (Деян. 4:33). Мы с вами — ученики апостолов и продолжатели их трудов. Каждый из нас делом и словом может и должен свидетельствовать ближним и дальним о Христе, Распятом и Воскресшем, чтобы как можно больше людей познали Его и силу воскресения Его (Флп. 3:10).

    48

    Настоящее празднование Светлого Христова Воскресения невозможно представить без совершения дел любви по отношению к ближнему. «Принесем же дары Пострадавшему за нас и Воскресшему, Уподобимся Христу, ибо и Христос уподобился нам», — призывает верующих в праздник Пасхи святитель Григорий Богослов, Поясняя, что значит уподобиться Христу, преподобный Иустин Че- лийский говорит: «Христианин это тот, кто праведен, свят, кроток, совершен, милосерд, благ, терпелив, Боголюбив, человеколюбив, светел и добр, каким был Христос». Возможно ли достичь этого в нашей жизни? Ответ мы слышим в послании апостола Павла, который говорит утешительные, ободряющие нас слова: Все могу в укре- пляющем меня Иисусе Христе (Флп. 4:13). Наш высокий нравственный долг — укрепляясь дарами Пасхи Христовой, быть опорой для тех, кому сейчас трудно, протягивать руку братской поддержки всякому человеку, неважно, верующий он или неверующий, праведный или грешный, трудиться ради преображения мира вокруг нас, наполняя его правдой, милосердием и красотой.

    49

    Как в конце длинного подземного пути всегда ярко сияет солнце, как долгая целеустремленная работа непременно венчается большим успехом, так после трудных и скорбных дней Великого поста наступает всерадостное торжество Светлого Христова Воскресения. И конечно, полноту этой радости могут ощутить в сердце только те, кто проходил поприще поста в духовных трудах и терпении: «Все, кто был благочестив и боголюбив, — пусть наслаждаются этим добрым и светлым торжеством», — призывает святитель Иоанн Златоуст. Впрочем, причастником Пасхальной радости, по милости Божией, может стать каждый. «Прилежные и ленивые — пусть одинаково чтут этот день. Постившиеся и непостившиеся — пусть все одинаково веселятся», — продолжает святитель.

    50

    Да исполнятся уста наши радостью и веселием, призывает нас в день Святой Пасхи святитель Кирилл Иерусалимский, — потому что Воскресший сказал: радуйтесь!» Будем всегда радоваться в Господе (Флп. 4:4), прославлять тридневное Воскресение Спасителя, всегда стремиться ко Христу с крепкой верою, пламенной любовью и непоколебимой надеждой. Поделимся нашей радостью и торжеством друг с другом, «и ненавидящим нас простим вся Воскресением», и будем устами и сердцем восклицать гимн жизни:

    ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! — ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ!

У вас есть вопрос? Свяжитесь с нами!

Контактная информация