Духовные или церковные награды имеют значение не только для лица награждаемого, но и для Церкви, как показатель степени усвоения пастырства тем или иным лицом, по слову Апостола Павла: «Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении». (I Тим. 5,17).
Если на первом священническом кресте напоминается новому священнику его назначение быть «образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте» (I Тим. 4,12), то на втором уже кресте, который является наградой, написано: «Пресвитеру, дающему образ верным». Таким образом, удостоверением на право ношения награды (креста) является не только указ высшей церковной власти, но и добрая жизнь награжденного. И в случае нерадивой жизни пастыря, каждый может указать ему, что не имеет права носить награды, так как противоречит написанному.
Если мы возьмем третий священнический крест, то хотя на нем и нет надписи, но самое сочетание блестящего украшения с распятым [Господом] показывает, что его носитель усвоил себе и являет для всех истину Христову, что «иго Его благо и бремя Его легко есть».
Лукавый, желая разрушить это значение наград в Церкви, выставил их как предмет гордости и превосходства над другими, независимо от их жизни. И получилось печальное явление. Наряду с теми, коим правящий архиерей оказывал сугубую честь, как достойным, сами священники или непосредственно, или через своих прихожан вымогают у архиерея себе награды, совершенно не думая, что их жизнь не может подтвердить эту награду.
Церковные награды являются не только предоставлением чести на земле, но и предопределяют место на небе. Ибо Церкви дана власть: «Что свяжете на земле, то будет связано на небе». Посему получающему награду столько надо быть ответственным пред Богом и Церковью, пред правящим архиереем и своими пасомыми, ибо горе тому пастырю, который, подобно Иуде, на земле будет иметь пастырское достоинство, но по его грехам оно будет отнято у него. Каждая последующая награда должна все более и более приводить в страх Божий человека: состоит ли он в том чине перед Богом и в небесной Церкви, какой вручила ему земная Церковь. Отсюда, как согрешают перед Богом те, кто смотрит на награды, как на предмет гордости и стараются вымогать ее у правящего архиерея или сам, или через других лиц. Награда и наказание – это два способа, коими действуя, архиерей приводит в Царство небесное своих пастырей. Посему пастыри должны принимать и то, и другое от своего архипастыря, не предвосхищая наград и без ропота принимая наказание к своему исправлению.
1) Награда есть градусник, по которому высшая [церковная] власть определяет место или достоинство в церкви пастыря, а народ по наградам тоже уже видит его место в Церкви.
2) Святой Ап. Павел Тимофею: Архиерею награждать достойных и наказывать недостойных, да и прочие страх имут. (1 Тим. 5,20). Это определение исключительно принадлежит высшей иерархии, которая, награждая одних и наказывая других, тем самым определяет, как нужно мирянам относиться к пастырям.
3) Награды просить или отказываться при награждении, как самому пастырю, так и мирянам о пастыре не подобает, ибо тогда человек ставит себя на место Архиерея, определяющего достоинство или недостоинство пастыря.
4) Когда человек просит сам себе награды или побуждает просить об этом своих прихожан, то этим самым он показывает, что внутренне он считает себя достойным и если бы имел право, то надел бы себе ту или иную награду. Между тем сам о себе человек не может судить – это является гордостью. Архиерей, со стороны видя эту гордость, для исцеления его от этого греха, который и Денницу низвел с неба, лишает его награды.
5) Как испорченный градусник неправильно показывает температуру, тем самым вводит в заблуждение врача и не дает ему возможности правильно судить о здоровье пришедшего, так и выпрошенная награда, будучи незаслуженной, затрудняет и другого Архиерея правильно судить о пастыре, и народ вводит в соблазн, видя награжденным недостойного!