SENIM

Знаменский собор

Знаменский собор Семипалатинска — из первых каменных православных храмов Иртышской линии укреплений. Построенный как крепостной храм, он, после потери крепостью военного значения, определял дальнейшую планировку улиц и площадей города. Анализируются его архитектурно-пространственные и стилистические особенности.

«24 сентября 1788 года был освящён главный придел ценнейшего историко-архитектурного памятника нашего города — Знаменского Собора. Этот Собор стал первым каменным зданием будущего города Семипалатинска. Собор получился на славу. Его архитектура соединила в себе элементы «позднепетровского» зодчества со строительными приемами конца XVIII века. Если смотреть на собор с запада, то невольно приходит на память Петропавловский собор одноименной крепости в столичном Санкт-Петербурге. Одни и те же приемы, включая криволинейность очертаний фронтона притвора. Разница в верхних ярусах колокольни в Семипалатинске во вкусе уходящего XVIII столетия. 

Пожалуй, самым замечательным в его архитектурном облике было наличие восьмерика, каждая часть которого завершалась полукружием огромных закомар и была прорезана световыми проемами в форме круга. Все это великолепие покрывалось громадной полусферой, имевшей завершение в виде двухступенчатого барабана с шлемовидным куполом и крестом. В его облике сочетались западные и восточные мотивы, делавшие его сказочно красивым зданием. Ещё в марте 1777 года Епископ Тобольский и Сибирский Варлаам, в связи с построением новой Семипалатинской крепости, разрешил «…каменную церковь соборную обложить и по обложению велеть строить по подобию протчих греко-российских церквей с поспешанием…».

Церковь выстроена крестом. Иконостас в главном храме в 5 ярусов, в приделах — в 3. В данное время он находится в Воскресенском соборе г. Семей. Окна в главном храме в два яруса, в приделах в один. Входных дверей — трое: западные, южные и северные. Колокольня, на которой было расположено десять колоколов, выстроена вместе с храмом. Куполов на церкви два, один на храме, другой на колокольне. Церковное здание крепкое и прочное. Здание собора возвышалось над городом 3-ярусной колокольней (высота ее от земли до маковки креста — 14 сажень (30,2 м), поднимающейся над притвором, связанным трапезной с основным помещением храма, над которым располагался широкий восьмерик барабана, увенчанный таким же восьмигранным куполом (его высота составляет до маковки креста — 12 сажень (почти 26 м). К середине XIX в. военное значение крепостей перестало быть актуальным, укреплять ее и посад уже не было необходимости. 

Знаменский собор, занимая особое место в крепости, являлся самым крупным и богатыми по отделке объектом. С исчезновением крепости начинает играть главенствующую роль в формировании городского силуэта и планировки, становясь завершением перспективы Большевладимирской улицы Семипалатинска (ул. Советская, ныне — ул. Абая), прошедшей сквозь территорию бывшей крепости и связавшей ее с посадом. Об архитектурно-пространственном решении Знаменского собора ныне можно судить лишь по оставшимся фотодокументам и дошедшему до наших дней рисунку, сделанному священником этой церкви Сергеем Неводчиковым. Знаменский собор был несколько сдвинут к северо-востоку крепостной площади, размещенной в центре квадрата крепости, на каждой стороне которой имелись треугольные выступы бастионов.

В практике градостроительства Древней Руси были наработаны определенные типы храмов, которые как «образцы» насаждались в новых городах. Строить по обычаю и в области храмоздания означало следовать известным, распространенным примерам, будь то соборный храм или приходская церковь. Несмотря на это, аналогов Знаменскому собору Семипалатинска не встречается не только в местной, но и в культовой архитектуре других регионов Сибири и европейской России.

В первоначальном варианте, три престола храма должны были быть воздвигнуты: 1-главный — во имя Антония и Феодосия Печерских, 2 — Андрея Первозванного и 3 — Георгия Победоносца. Но в июле 1782 года генерал майор Огарев, по просьбе семипалатинской паствы, возбудил ходатайство о желании жителей иметь главный придел во имя Знамения Божией Матери. В ответ на эту просьбу, епископ Варлаам приказал «воздвигаемую церковь именовать Знаменской, придел Св. Апостола Андрея Первозванного заменить именованием Св. Преподобных Антония и Феодосия Печерских; кроме того, в этот придел внесть иконостас и иконы от старой церкви и освятить оный, а о готовности к освящению главного алтаря и придела донести в своё время». 

Вместе с остальными иконами в Собор была перенесена и почитаемая народом икона Знамения Божией Матери, так называемая Семипалатинско-Абалацкая. Таким образом, получилось, что церковь стала именоваться Знаменской, а не Антония и Феодосия Печерских, как назывался храм в старой Семиполатной крепости построенный в 1718 году. Сентябрьский пожар в крепости 1790 года не пощадил и новопостроенную церковь — она значительно обгорела, но антиминсы удалось спасти. В 1792 г. бийский купец А. Сумкин, будучи в крепости Семиполатной по иконописному подряду «писал в приделе Антония и Феодосия Печерских иконостас…». Ровно через три года, в сентябре 1793 года, храм был восстановлен и предоставлен прихожанам. 

В это же время над колокольней храма были установлены часы, где колокол в 26 пудов 38 фунтов отбивал каждый час, а другие пять — четверти. В 1805 г. для храма был изготовлен главный колокол весом 161 п. 5 ф., отлитый на заводе Петра Савича Яковлева и имевший изображения: Спасителя, Знамения Божией Матери, преподобных Антония и Феодосия Печерских и Великомученника Георгия. В 1817 году была выстроена каменная ограда вокруг собора, а в 1824 — в главном алтаре был поставлен новый иконостас. На досках, приготовленных подрядчиком Гущиковым, Тобольский мещанин Николай Меньшиков в 1826 г. написал иконы. В 1830 г. церковь была покрыта железом и выкрашена. В 1845, 1846 и 1857 гг. храм был тщательно ремонтирован внутри и снаружи, перекрыт железом, причём кресты на церкви были позолочены. В 1872 и 1876 гг. иконостасы во всех трёх приделах выстроены новые, с резьбою и колонками и вызолочены. В то же время храм расширен пристройками в обе стороны, устроена открытая арка, вместо бывшей двери из трапезной в храм. Позднее церковь ещё несколько раз ремонтировалась довольно существенно.

В 1918 г. новое российское правительство издало декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». С этого времени начался новый отсчёт времени как для Знаменского Собора, так и для всех культовых сооружений страны — период полного их уничтожения. Сначала, в 1922 г., под видом помощи голодающим было произведено изъятие церковных ценностей. Изъятию подлежали все культовые принадлежности, содержащие драгоценные металлы и камни. 

В Соборе было «раздето» более 20 икон. Кроме риз были изъяты и предметы церковного обихода, состоящие из золото и серебросодержащих металлов. Всего в храме было изъято 49 предметов общим весом три пуда, тридцать девять фунтов, пятьдесят три золотника и тридцать девять долей.

Только одна икона осталась «в рубашке» — это Семипалатинско-Абалацкая Икона Божией Матери. За неё прихожане внесли соответствующее количество драгоценных предметов из частных запасов. Умело манипулируя отношениями между староцерковниками и обновленцами, власти стали передавать церкви от одних к другим и наоборот, чем способствовали развалу церквей, порче имущества и оттоку прихожан.

В сентябре 1931 г. был запрещён колокольный звон, а в октябре, под большим нажимом местных властей, здание было передано военному гарнизону для организации клуба. А колокола были переданы «Рудметаллторгу» и отправлены на переплавку. Но недолго просуществовал этот клуб. В 1933 году здание бывшего Знаменского Собора было взорвано и разобрано на строительный материал.

По материалам: Кашляка В.Н., Поповой З.В.

Источник

У вас есть вопрос? Свяжитесь с нами!

Контактная информация