В Семипалатинске до 1856 года был один каменный храм – собор в честь Знаменско-Абалацкой иконы Божией Матери. По мере увеличения численности населения города встал вопрос и о строительстве нового храма. Семипалатинский историк и краевед Кашляк В. Н. так пишет об этом: «В начале 50-х годов 19-ого века, проживающий в Семипалатинской станице отставной урядник Митрофан Егорович Казаков возбудил ходатайство – построить на свои средства в этой станице каменный православный храм в честь Воскресения Христова и снабдить его утварью в достаточном количестве, для чего он приготовил уже все нужные материалы». Представленный на рассмотрение план и фасад церкви был разработан местным областным архитектором Александром Болботовым и одобрен Томской строительной комиссией, которая разрешила начать строительство. Это было 25 августа 1856 года. Место для возведения церкви было выбрано удобнейшим, с тем только ограничением, что устройство фундамента под все стены церкви, по случаю песчаного грунта земли, должно быть из хороших крепких материалов, самой правильной и тщательной кладки.
Что представляла собой церковь в то время? Вот описание, относящееся к 1862 году: «Каменное здание с колокольней, каменная ограда с деревянными решетками. Престолов три: центральный — в честь Воскресения Христова, по правую сторону – в честь святителя Митрофана, Воронежского чудотворца, а по левую – в честь Архистратига Михаила. По штату, утвержденному 13 марта 1861 года, положено причта: один священник, один диакон, два причетника. Утвари достаточно. Земли пахотной не отведено, а для сенокоса временно имеется остров под названием Бобровский. Один дом отведен для диакона». Колокольня располагалась в два яруса, имела в конце 19 века пять колоколов весом от 1 до 35 пудов.
Одним из самых замечательных событий в жизни храма дореволюционного времени было пожертвование 7 апреля 1872 года генерал-майором Безносиковым очень древнего (1730 г.) образа в серебряной ризе в память об усопшей жене. По краям образа располагались частицы мощей Святых, а в центре два креста, из которых один был высечен из камня Гроба Господня с металлическим изображением распятия и драгоценными камнями на оконечностях, а другой — более значительный по величине, вызолоченный с чеканным изображением распятия.