10 глава
22 стих: И, обратившись к ученикам, сказал: всё предано Мне Отцем Моим; и кто есть Сын, не знает никто, кроме Отца, и кто есть Отец, не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть.
23 стих: И, обратившись к ученикам, сказал им особо: блаженны очи, видящие то, что вы видите!
24 стих: ибо сказываю вам, что многие пророки и цари желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали.
11 глава
1 стих: Случилось, что когда Он в одном месте молился, и перестал, один из учеников Его сказал Ему: Господи! научи нас молиться, как и Иоанн научил учеников своих.
2 стих: Он сказал им: когда молитесь, говорите: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе;
3 стих: хлеб наш насущный подавай нам на каждый день;
4 стих: и прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.
5 стих: И сказал им: положим, что кто-нибудь из вас, имея друга, придёт к нему в полночь и скажет ему: друг! дай мне взаймы три хлеба,
6 стих: ибо друг мой с дороги зашел ко мне, и мне нечего предложить ему;
7стих: а тот изнутри скажет ему в ответ: не беспокой меня, двери уже заперты, и дети мои со мною на постели; не могу встать и дать тебе.
8 стих: Если, говорю вам, он не встанет и не даст ему по дружбе с ним, то по неотступности его, встав, даст ему, сколько просит.
9 стих: И Я скажу вам: просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам,
10 стих: ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.

Комментирует 10 и 11 главы —
епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Комментарии
К 10 главе
Слова сегодняшнего евангельского чтения очень краткие и вместе с этим они непросты для понимания. Отцы Церкви в своих толкованиях этого отрывка делали акцент на взаимоотношениях Бога-Отца и Бога-Сына и на том, что, как мы услышали, истинное богопочитание невозможно без Сына. Отца открывает Сын и при этом Сын Сам решает кому открыть Отца, а кому нет. Безусловно, в истории Церкви находились люди, которые полагали, что раз все зависит от Сына, то абсолютно ничего не зависит от самого человека. Кому-то повезло, Сын ему открыл Отца, открыл Бога и научил истинному богопочитанию. А кому-то нет, кто-то так и остаётся вне Церкви и живёт без веры. От такого понимания один шаг до учения о некоем предопределении, о том, что изначально одни люди предопределены к спасанию, а другие к погибели и ничего с этим не поделать.
Но послушаем, что говорят святые. Блаженный Августин, епископ Иппонийский писал: «Никто не приходит [к Отцу], кроме как тот, кто привлечён. Кого привлечёт и кого не привлечёт, почему этого привлекает, а того не привлекает, — не стремись судить, если не хочешь впасть в заблуждение. Единожды прими и пойми: ты ещё не привлечён? Молись, чтобы быть привлечённым».
В словах блаженного Августина есть очень важное место, он не ставит под сомнения слова Христа Спасителя, не пытается понять их в каком-то ином, не буквальном ключе, но Августин делает замечание, которое ясно показывает, что нет никакого предопределения: если ты ещё не привлечён, то молись быть привлечённым, молись о том, чтобы Сын открыл тебе Отца. Эту же мысль развивает и другой отец Церкви, современник блаженного Августина — святитель Иоанн Златоуст. В своих гениальных проповедях он говорил: «На это некоторые нападают и говорят, будто ничто не зависит от нас. Между тем эти-то слова особенно и доказывают, что мы властны в своём произволении. Но какая, говорят, надобность привлекать, если кто сам приходит к Нему? Опять и это не уничтожает нашего произволения, а, напротив, показывает, что мы нуждаемся в помощи. Здесь [Христос] говорит не о всяком приходящем, но о том, кто пользуется великим содействием [от Бога]». Иными словами, можно сказать, что быть с Богом, знать Бога — в воле самого человека.
Человек, который беспристрастно и вне какого-либо религиозного течения примется последовательно читать книги Ветхого Завета увидит в Новом Завете осуществление тех чаяний, которыми пронизана Библия. С известной степенью условности можно сказать, что книги Ветхого и Нового Заветов описывают эволюционный процесс. Теория биологической эволюции не подразумевает волевого участия в ней того или иного живого существа. Какая-нибудь амёба не принимала решения восходить на следующие ступени развития. Согласно теории эволюции, этот процесс вообще никак не соотносится с личным выбором. Христос — осуществление всей истории. Он — вершина, к которой стремилось человечество, цель, к которой оно направлялось, мечта, которая преследовала ветхозаветных праведников. Именно к Нему направлен эволюционный процесс Библии. В Нем — вершина развития человека. Но, в отличие от различных эволюционных теорий, быть или не быть на вершине богообщения и преображения — личный выбор каждого.
Комментарии
К 11 главе
Для иудейских учителей было характерно особенное учение о молитве, которое они передавали своим ученикам. До настоящего момента Христос не делал ничего подобного, тогда как Иоанн Предтеча, к которому Господь относился с большим уважением, учил своих учеников молитве. Именно на этот факт и ссылаются апостолы, когда обращаются ко Христу с просьбой «научи нас молиться». Они полагали, что для них должна существовать особая, специфическая форма молитвы, принципиально отличная от стиля благочестия других иудейских групп и движений. Господь отвечает на просьбу учеников и даёт им молитву, которую мы называем «молитвой Господней» или «Отче наш». Существует бесконечное множество толкований этой молитвы. Более того, существуют целые книги, которые посвящены ей.
Необычное начинается с самых первых слов. Несмотря на то, что в иудаизме существовало представление о Боге, как о любящем Отце, но молитвенное обращение к Богу, как Отцу, не было характерно для ветхозаветной традиции. Пожалуй, первым серьёзно осмыслять такое обращение начал апостол Павел. Концепция усыновление людей Богу — один из самых важных и заметных пунктов его богословия. По его мысли, усыновление людей Богу является прямым следствием искупления, которое было совершено Господом Иисусом Христом. В Послании к Галатам апостол Павел сравнивает ветхозаветное представление о Боге с детством, а новозаветное — со зрелостью. А потому право обращаться к Богу, как к Отцу, которое человечество получили благодаря Христу, свидетельствует о вступлении человечества в зрелый возраст. А это, конечно, особая ответственность, ответственность взрослого сына.
Не может не обращать на себя внимания и притяжательное местоимение множественного числа — «наш» в словосочетании «Отче наш». Не «мой», а именно «наш». Индивидуальной формы молитвы Господней попросту не существует, эта молитва имеет общинный характер. По мнению святителя Иоанна Златоуста, через такую форму обращения молитва уничтожает представления о социальном неравенстве и учит любить всех, вне зависимости от их статуса и места в обществе. В православном богослужении молитва Господня включена в абсолютно все чинопоследования. Это понятно, ведь богослужение не бывает индивидуальным, это всегда дело всей общины. Но без «Отче наш» не мыслится и частная домашняя молитва, а это означает, что даже тогда, когда человек, по слову Христа, затворил дверь своей комнаты и молится один, он через такое обращение к Богу должен ощущать себя частью единого тела Церкви, быть связанным со всеми остальными его частями. Он — со всеми и все — с ним. А вместе — с Богом.