SENIM

27 февраля

0:00 / 0:00

Евангелие от Луки 23 глава, 1-34 стихи и 44-56 стихи

1 стих: И поднялось все множество их, и повели Его к Пилату,

2 стих: и начали обвинять Его, говоря: мы нашли, что Он развращает народ наш и запрещает давать подать кесарю, называя Себя Христом Царем.

3 стих: Пилат спросил Его: Ты Царь Иудейский? Он сказал ему в ответ: ты говоришь.

4 стих: Пилат сказал первосвященникам и народу: я не нахожу никакой вины в этом человеке.

5 стих: Но они настаивали, говоря, что Он возмущает народ, уча по всей Иудее, начиная от Галилеи до сего места.

6 стих: Пилат, услышав о Галилее, спросил: разве Он Галилеянин?

7 стих: И, узнав, что Он из области Иродовой, послал Его к Ироду, который в эти дни был также в Иерусалиме.

8 стих: Ирод, увидев Иисуса, очень обрадовался, ибо давно желал видеть Его, потому что много слышал о Нем, и надеялся увидеть от Него какое-нибудь чудо,

9 стих: и предлагал Ему многие вопросы, но Он ничего не отвечал ему.

10 стих: Первосвященники же и книжники стояли и усильно обвиняли Его.

11 стих: Но Ирод со своими воинами, уничижив Его и насмеявшись над Ним, одел Его в светлую одежду и отослал обратно к Пилату.

12 стих: И сделались в тот день Пилат и Ирод друзьями между собою, ибо прежде были во вражде друг с другом.

13 стих: Пилат же, созвав первосвященников и начальников и народ,

14 стих: сказал им: вы привели ко мне человека сего, как развращающего народ; и вот, я при вас исследовал и не нашел человека сего виновным ни в чем том, в чем вы обвиняете Его;

15 стих: и Ирод также, ибо я посылал Его к нему; и ничего не найдено в Нем достойного смерти;

16 стих: итак, наказав Его, отпущу.

17 стих: А ему и нужно было для праздника отпустить им одного узника.

18 стих: Но весь народ стал кричать: смерть Ему! а отпусти нам Варавву.

19 стих: Варавва был посажен в темницу за произведенное в городе возмущение и убийство.

20 стих: Пилат снова возвысил голос, желая отпустить Иисуса.

21 стих: Но они кричали: распни, распни Его!

22 стих: Он в третий раз сказал им: какое же зло сделал Он? я ничего достойного смерти не нашел в Нем; итак, наказав Его, отпущу.

23 стих: Но они продолжали с великим криком требовать, чтобы Он был распят; и превозмог крик их и первосвященников.

24 стих: И Пилат решил быть по прошению их,

25 стих: и отпустил им посаженного за возмущение и убийство в темницу, которого они просили; а Иисуса предал в их волю.

26 стих: И когда повели Его, то, захватив некоего Симона Киринеянина, шедшего с поля, возложили на него крест, чтобы нес за Иисусом.

27 стих: И шло за Ним великое множество народа и женщин, которые плакали и рыдали о Нем.

28 стих: Иисус же, обратившись к ним, сказал: дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших,

29 стих: ибо приходят дни, в которые скажут: блаженны неплодные, и утробы неродившие, и сосцы непитавшие!

30 стих: тогда начнут говорить горам: падите на нас! и холмам: покройте нас!

31 стих: Ибо если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет?

32 стих: Вели с Ним на смерть и двух злодеев.

33 стих: И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону.

34 стих: Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают. И делили одежды Его, бросая жребий.

44 стих: Было же около шестого часа дня, и сделалась тьма по всей земле до часа девятого:

45 стих: и померкло солнце, и завеса в храме раздралась по средине.

46 стих: Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! в руки Твои предаю дух Мой. И, сие сказав, испустил дух.

47 стих: Сотник же, видев происходившее, прославил Бога и сказал: истинно человек этот был праведник.

48 стих: И весь народ, сшедшийся на сие зрелище, видя происходившее, возвращался, бия себя в грудь.

49 стих: Все же, знавшие Его, и женщины, следовавшие за Ним из Галилеи, стояли вдали и смотрели на это.

50 стих: Тогда некто, именем Иосиф, член совета, человек добрый и правдивый,

51 стих: не участвовавший в совете и в деле их; из Аримафеи, города Иудейского, ожидавший также Царствия Божия,

52 стих: пришел к Пилату и просил тела Иисусова;

53 стих: и, сняв его, обвил плащаницею и положил его в гробе, высеченном в скале, где еще никто не был положен.

54 стих: День тот был пятница, и наступала суббота.

55 стих: Последовали также и женщины, пришедшие с Иисусом из Галилеи, и смотрели гроб, и как полагалось тело Его;

56 стих: возвратившись же, приготовили благовония и масти; и в субботу остались в покое по заповеди.

Комментирует

епископ Переславский и Угличский Феоктист

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.

 

Христу Спасителю вынесли приговор исходя из политических обвинений. Евангелисты говорят об этом прямо и недвусмысленно, обвинения Спасителя перед римскими властями, которые имели право вынесения смертных приговоров, были исключительно политическими. Однако, в евангельском повествовании обращает на себя внимание тот факт, что эти обвинения были приняты и многими простыми людьми, теми, кто требовал казни Спасителя. Сегодня в православных храмах во время литургии звучит отрывок из 23-й главы Евангелия от Луки. Давайте послушаем его и вместе с этим попытаемся понять, почему простые израильтяне оказались столь доверчивы и недальновидны.

Евангельское повествование о суде над Спасителем и о Его Распятии в высшей степени драматично, и довольно непросто осознать, почему люди поступили таким образом. Ужас от евангельского описания Страданий Воплощённого Бога усиливается благодаря включению в него эпизода о требовании отпустить разбойника Варавву, Христа же предать на Распятие. Как вообще такое возможно? Как, при таком выборе, возможно предпочесть уголовника Мессии? Евангелист Лука не обманывал и не сгущал краски, он описал всё так, как оно было. Из этого следует, что такое действительно возможно, люди и в самом деле могут совершить столь ужасную ошибку. Поэтому нам стоит подумать о том, что привело их к этой ошибке.

 

Прежде всего нам стоит вспомнить, что Иудея в то время не была самостоятельным государством, она была оккупирована Римской империей, и управлялась наместниками императора. Такое положение дел не устраивало евреев, как не может такое положение дел устраивать и какой-либо иной народ. Естественно, что находились те люди, которые пытались бороться с оккупацией, естественно и то, что они находили себя сторонников. Вместе с этим, были в Иудее и те, кто нашёл себе уютное, спокойное и доходное место рядом с римскими властями. Очевидно, что среди этих приспособленцев почти не было простых людей, но были представители как светской, так и религиозной знати, то есть те, кто в силу своего положения мог оказываться влияние на своих соплеменников.

 

Христос был крайне популярен. За Ним шли люди, которые хотели сделать Его царём. Но это стремление никак не было согласовано с римской властью, следовательно, оно по своей природе было бунтом против сложившегося положения вещей. Несмотря на то, что Сам Спаситель не претендовал на царский престол и неоднократно говорил об отсутствии у Него каких-либо властных амбиций, мало кто понимал Его слова, уж слишком велико было желание видеть Его во главе народа. Не понимали Его даже апостолы, которые на пути в Иерусалим начали делить придворные должности. Влияние Спасителя на простых людей не могло не беспокоить тех, у кого в руках была духовная власть. Эти люди прекрасно понимали, что если не предпринять решительных действий, то народ окончательно перестанет им подчиняться в религиозном смысле.

 

Будучи не способными понять Христа, они решились на хорошо известную манипуляцию, они обвинили Спасителя в том, в чём обвинить легче всего: в попытке политического переворота. Перевороты же и революции всегда и везде несут с собой одно и то же: море человеческой крови и страдания людей. Естественно, что никакой здравомыслящий человек не хочет стать свидетелем подобного. И здесь людям был предложен выбор: обыкновенный бандит или тот, кого обвиняют в попытке государственного переворота. Бандит — плохо, но революционер — ещё хуже. Люди выбрали наименьшее зло. Можно ли их за это осудить? За это — вряд ли, но вот за то, что они не были внимательны к словам Христа — да. Каждый из них не мог не знать об учении Спасителя, не мог не слышать, что Его Царство не от мира сего (Ин. 18:36). Но они не были внимательны к Его словам, а потому и допустили эту трагическую ошибку.

 

Внимание к евангельским словам Христа — вот то, что способно удержать человека от ошибок. И дай Бог, чтобы мы с чуткостью относились к тому, что сохранили для нас святые евангелисты!

У вас есть вопрос? Свяжитесь с нами!

Контактная информация