Евангелие от Марка, Глава 14, стихи 43-72; Глава 15, стихи 1
43 стих: И тотчас, как Он еще говорил, приходит Иуда, один из двенадцати, и с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и книжников и старейшин.
44 стих: Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его и ведите осторожно.
45 стих: И, придя, тотчас подошел к Нему и говорит: Равви! Равви! и поцеловал Его.
46 стих: А они возложили на Него руки свои и взяли Его.
47 стих: Один же из стоявших тут извлек меч, ударил раба первосвященникова и отсек ему ухо.
48 стих: Тогда Иисус сказал им: как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями, чтобы взять Меня.
49 стих: Каждый день бывал Я с вами в храме и учил, и вы не брали Меня. Но да сбудутся Писания.
50 стих: Тогда, оставив Его, все бежали.
51 стих: Один юноша, завернувшись по нагому телу в покрывало, следовал за Ним; и воины схватили его.
52 стих: Но он, оставив покрывало, нагой убежал от них.
53 стих: И привели Иисуса к первосвященнику; и собрались к нему все первосвященники и старейшины и книжники.
54 стих: Петр издали следовал за Ним, даже внутрь двора первосвященникова; и сидел со служителями, и грелся у огня.
55 стих: Первосвященники же и весь синедрион искали свидетельства на Иисуса, чтобы предать Его смерти; и не находили.
56 стих: Ибо многие лжесвидетельствовали на Него, но свидетельства сии не были достаточны.
57 стих: И некоторые, встав, лжесвидетельствовали против Него и говорили:
58 стих: мы слышали, как Он говорил: Я разрушу храм сей рукотворенный, и через три дня воздвигну другой, нерукотворенный.
59 стих: Но и такое свидетельство их не было достаточно.
60 стих: Тогда первосвященник стал посреди и спросил Иисуса: что Ты ничего не отвечаешь? что они против Тебя свидетельствуют?
61 стих: Но Он молчал и не отвечал ничего. Опять первосвященник спросил Его и сказал Ему: Ты ли Христос, Сын Благословенного?
62 стих: Иисус сказал: Я; и вы узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных.
63 стих: Тогда первосвященник, разодрав одежды свои, сказал: на что еще нам свидетелей?
64 стих: Вы слышали богохульство; как вам кажется? Они же все признали Его повинным смерти.
65 стих: И некоторые начали плевать на Него и, закрывая Ему лице, ударять Его и говорить Ему: прореки. И слуги били Его по ланитам.
66 стих: Когда Петр был на дворе внизу, пришла одна из служанок первосвященника
67 стих: и, увидев Петра греющегося и всмотревшись в него, сказала: и ты был с Иисусом Назарянином.
68 стих: Но он отрекся, сказав: не знаю и не понимаю, что ты говоришь. И вышел вон на передний двор; и запел петух.
69 стих: Служанка, увидев его опять, начала говорить стоявшим тут: этот из них.
70 стих: Он опять отрекся. Спустя немного, стоявшие тут опять стали говорить Петру: точно ты из них; ибо ты Галилеянин, и наречие твое сходно.
71 стих: Он же начал клясться и божиться: не знаю Человека Сего, о Котором говорите.
72 стих: Тогда петух запел во второй раз. И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: прежде нежели петух пропоет дважды, трижды отречешься от Меня; и начал плакать.
Глава 15
1 стих: Немедленно поутру первосвященники со старейшинами и книжниками и весь синедрион составили совещание и, связав Иисуса, отвели и предали Пилату.
Комментирует
священник Дмитрий Барицкий
Как оставаться спокойным и невозмутимым в любой жизненной ситуации? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 14-й и 15-й глав Евангелия от Марка, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Первосвященник — это фигура очень значимая и значительная. Это человек, в руках которого были жизнь и смерть других людей. Но посмотрите, какую внутреннюю свободу и независимость являет Христос. Он так же прост и непосредственен, как в общении с обыкновенными людьми в бытовых ситуациях. На все обвинения Он молчит и не оправдывается. Он говорит лишь то, что Сам считает нужным. Христос не обращает внимания на то, понравится это первосвященнику и окружающим или нет. Он ясно осознаёт зачем всё это происходит. Он чётко видит Свою цель — крест, страдания, смерть, ад. Именно Он хозяин ситуации.
В ином положении оказывается Пётр. Он хоть и пытается храбриться — с мечом в руке защищает Господа — мужество покидает его капля за каплей. В итоге перед нами просто напуганный человек. У него нет сил не то, что сохранять внутреннее величие и достоинство перед разгневанным начальником. Греческий текст говорит, что он пасует перед девочкой-подростком. В ответ на вопрос девчушки Пётр начинает лепетать что-то вроде: «Я тут вообще не при чём. Просто мимо проходил». Как во сне, он совершенно не контролирует происходящее.
Порой и мы оказываемся в похожих обстоятельствах. Попадая в сложную ситуацию, мы или внутренне цепенеем, начинаем что-то мямлить заплетающимся языком, оправдываться и даже отрекаться, как Пётр перед девочкой. Или ведём себя резко, дерзко, даже агрессивно, как тот же Пётр в Гефсимании. В обоих случаях мы плохо соображаем, что происходит. Мы словно теряем почву под ногами. Перестаём быть хозяевами своей судьбы. Всё это потому, что привыкли во всех своих делах полагаться лишь на себя.
Это и называется жизнь по закону плоти. Христос же говорит нам: «плоть немощна», она подведёт в тяжёлый момент. Силу быть спокойным нам может дать только Бог. А потому, если не хотим, чтобы нами управляли другие люди и обстоятельства, если хотим, чтобы даже в самом тяжёлом, конфликте у нас внутри была ясность и понимание того, что происходит — будем стараться строить свою жизнь не по закону плоти, а по закону Духа. То есть по закону Евангелия. Превратим свою жизнь не в поиск личной выгоды, но в служение. Лишь такому человеку Бог указывает на его предназначение. А вместе с этим даёт силы и вдохновение его выполнить. Выполнить несмотря ни на что.