SENIM

14 апреля. Евангелие от Матфея 24 глава, 3-35 стихи

0:00 / 0:00
Евангелие от Матфея 24 глава, 3-35 стихи

Евангелие от Матфея 24 глава, 3-35 стихи

3 стих: Когда же сидел Он на горе Елеонской, то приступили к Нему ученики наедине и спросили: скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века?

4 стих: Иисус сказал им в ответ: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас,

5 стих: ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: «Я Христос», и многих прельстят.

6 стих: Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец:

7 стих: ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам;

8 стих: всё же это — начало болезней.

9 стих: Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое;

10 стих: и тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга;

11 стих: и многие лжепророки восстанут, и прельстят многих;

12 стих: и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь;

13 стих: претерпевший же до конца спасется.

14 стих: И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец.

15 стих: Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте, — читающий да разумеет, —

16 стих: тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы;

17 стих: и кто на кровле, тот да не сходит взять что-нибудь из дома своего;

18 стих: и кто на поле, тот да не обращается назад взять одежды свои.

19 стих: Горе же беременным и питающим сосцами в те дни!

20 стих: Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою или в субботу,

21 стих: ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет.

22 стих: И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни.

23 стих: Тогда, если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там, — не верьте.

24 стих: Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных.

25 стих: Вот, Я наперед сказал вам.

26 стих: Итак, если скажут вам: «вот, Он в пустыне», — не выходите; «вот, Он в потаенных комнатах», — не верьте;

27 стих: ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого;

28 стих: ибо, где будет труп, там соберутся орлы.

29 стих: И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются;

30 стих: тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою;

31 стих: и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их.

32 стих: От смоковницы возьмите подобие: когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето;

33 стих: так, когда вы увидите всё сие, знайте, что близко, при дверях.

34 стих: Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как всё сие будет;

35 стих: небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут.

 

Комментирует протоиерей Павел Великанов.

Ответ, который был дан Христом Спасителем ученикам на горе Елеонской, звучит очень драматически. Перед ними — восхитительный вид на храмовую гору, где белоснежный мрамор построек переливается отблесками золота, создавая впечатление абсолютной красоты и не менее абсолютной — надёжности. Для любого иудея Храм был вещественным, осязаемым доказательством бытия Бога — ведь именно там являла себя Божественная слава, подтверждающая всякий раз, что Бог есть — Он здесь, Он рядом, Он никуда не исчез и не удалился! Если есть Храм — значит, в нём есть и Бог! Зачем Ему оттуда уходить?

И когда Иисус говорит о грядущей «мерзости запустения», о том, что камня на камне здесь не останется — это выглядит какой-то жуткой небылицей, в самом страшном сне невообразимой. Ученики покорно и с замиранием сердца молчат — им не впервой слушать Учителя и ничего не понимать. Просто принимают к сведению, кто знает, может, и пригодится. Ещё как пригодится — когда войска Тита осадят Иерусалим, христиане вспомнят эти слова Иисуса и оставят город — не пытаясь удержать обречённое. Как бы ни были отважны защитники Храма — но Бога там уже нет с тех пор, как Его Сын был приколочен ко Кресту, завеса, скрывавшая Святое Святых разорвалась, и Свет Бога проник до самых глубин адовых. Теперь Бог — не в Иерусалимском храме, а в сердцах и умах тех, кто принял Воскресшего Иисуса как Спасителя, стал Его живым храмом, кто носит внутри себя Его обручение вечной жизни, кто питается и изнутри освящен Его святыми таинствами. Конечно же, разъярённый еврейским бунтом Тит и не подозревал, что его упрямое решение разрушить храм — неизбежность не потому, что надо было наказать непокорных. Невзирая на все уговоры пощадить Храм, он говорил: «Если вырвать корень, стебель умрет сам». Но он не знал, что корень и так уже подорван, листья завяли, и живительные токи Божественной силы уже никуда не поступают.

Сегодняшнее чтение приоткрывает нам тайну, незнание которой оказалось роковым для защитников иерусалимского храма: Бог обитает не в камнях и не в золоте, а только в сердцах живых людей. И эту живую святыню Он будет защищать от любого вреда — если только Ему это будет позволено самим человеком. А все постройки, украшения, позолота — не более, чем образ, отражение того, что происходит с душой, когда в ней царствует Бог. Но если Богу запретили быть Живым, Таким, Каким Он Сам хочет быть — и оставили только узкий коридор строгого соответствия привычным представлениям преданиям старцев — Он оставит эту тюрьму образов, представлений, законов — выскользнет бабочкой, утечёт водой, растворится дыханием — и направится к тем, кто будут рады видеть Его Своим Богом и Господином! Не только видеть, но и давать безграничный простор в сердцах Ему быть таким, каким Он — а не мы — хочет быть. Действовать так, как Он — а не мы — хотим, чтобы было. Без всякой попытки удержать, ухватить, законсервировать в чём бы то ни было. И когда к Богу относятся именно так — бережно, просторно, трепетно — Он и правда приходит в жизнь молнией от востока до запада, озаряя Своим Нетварным светом самые сокровенные уголки души, не позволяя скрыться ни малейшему мраку или тени — но всё наполняя, врачуя, исправляя.

Как же важно, особенно в эти священные дни Страстной Седмицы, понять важность простора в жизни для Бога — чтобы Ему не оказалось слишком тесно в узких туннелях нашего въедливого и беспокойного разума!…

У вас есть вопрос? Свяжитесь с нами!

Контактная информация