1 стих: Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях,
2 стих: как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова,
3 стих: то рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил,
4 стих: чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен.
5 стих: Во дни Ирода, царя Иудейского, был священник из Авиевой чреды, именем Захария, и жена его из рода Ааронова, имя ей Елисавета.
6 стих: Оба они были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно.
7 стих: У них не было детей, ибо Елисавета была неплодна, и оба были уже в летах преклонных.
8 стих: Однажды, когда он в порядке своей чреды служил пред Богом,
9 стих: по жребию, как обыкновенно было у священников, досталось ему войти в храм Господень для каждения,
10 стих: а всё множество народа молилось вне во время каждения, —
11 стих: тогда явился ему Ангел Господень, стоя по правую сторону жертвенника кадильного.
12 стих: Захария, увидев его, смутился, и страх напал на него.
13 стих: Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн;
14 стих: и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются,
15 стих: ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей;
16 стих: и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их;
17 стих: и предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный.
18 стих: И сказал Захария Ангелу: по чему я узнаю это? ибо я стар, и жена моя в летах преклонных.
19 стих: Ангел сказал ему в ответ: я Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан говорить с тобою и благовестить тебе сие;
20 стих: и вот, ты будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется, за то, что ты не поверил словам моим, которые сбудутся в свое время.
21 стих: Между тем народ ожидал Захарию и дивился, что он медлит в храме.
22 стих: Он же, выйдя, не мог говорить к ним; и они поняли, что он видел видение в храме; и он объяснялся с ними знаками, и оставался нем.
23 стих: А когда окончились дни службы его, возвратился в дом свой.
24 стих: После сих дней зачала Елисавета, жена его, и таилась пять месяцев и говорила:
25 стих: так сотворил мне Господь во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми.
57 стих: Елисавете же настало время родить, и она родила сына.
58 стих: И услышали соседи и родственники ее, что возвеличил Господь милость Свою над нею, и радовались с нею.
59 стих: В восьмой день пришли обрезать младенца и хотели назвать его, по имени отца его, Захариею.
60 стих: На это мать его сказала: нет, а назвать его Иоанном.
61 стих: И сказали ей: никого нет в родстве твоем, кто назывался бы сим именем.
62 стих: И спрашивали знаками у отца его, как бы он хотел назвать его.
63 стих: Он потребовал дощечку и написал: Иоанн имя ему. И все удивились.
64 стих: И тотчас разрешились уста его и язык его, и он стал говорить, благословляя Бога.
65 стих: И был страх на всех живущих вокруг них; и рассказывали обо всем этом по всей нагорной стране Иудейской.
66 стих: Все слышавшие положили это на сердце своем и говорили: что будет младенец сей? И рука Господня была с ним.
67 стих: И Захария, отец его, исполнился Святаго Духа и пророчествовал, говоря:
68 стих: благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему,
76 стих: И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред лицем Господа приготовить пути Ему,
80 стих: Младенец же возрастал и укреплялся духом, и был в пустынях до дня явления своего Израилю.
Комментирует
священник Дмитрий Барицкий
Довольно объёмный отрывок, который мы только что услышали, посвящён событию рождества Иоанна Крестителя. Из всего рассказа особенно обращает на себя внимание то, что произошло со священником Захарией. За то, что он не поверил известию ангела о рождении сына, тот поражает его немотой. В чём же был смысл этого наказания?
Дело в том, что ветхозаветное богослужение отличалось от современного. Все еврейские священники, а их было около двадцати тысяч человек, были разбиты на 24 группы. Участники каждой из этих групп служили в храме всего две недели в году. Обязанности в группе распределялись по жребию. Очевидно, что самым высоким считалось служение у жертвенника. Однако по той причине, что в группе было чуть менее тысячи человек, чести получить эту привилегию удостаивались далеко не все. Некоторые ждали и мечтали об этом всю жизнь, но так и не получали такой возможности. А вот Захарии такой шанс выпал. Он вошёл в святилище. Безусловно, это был один из самых высоких моментов в его жизни. О чём мог молиться бездетный старец в этот момент? Безусловно, он изливал Богу душу с просьбой совершить чудо, даровать ему сына. В ответ на эту молитву ему и является ангел и пророчествует о рождении ребёнка. И что же мы видим? Вместо того, чтобы принять эту новость с радостью, священник смущается и сомневается. Он не верит тому, о чём сам так долго молился. Возможно, думает, что всё это ему видится. В результате ангел и поражает его немотой. Она словно видимый знак, что всё происходит на самом деле, это не мираж и не обман. Немота Захарии — не только наказание за его маловерие. Это ещё и удостоверение для него самого, что явление не иллюзорно, оно реально. Бог услышал его молитвы, и скоро от Елисаветы, которая находилась в преклонных летах, да к тому же была бесплодна, родится сын. И мы видим, сколько времени понадобилось Захарии для того, чтобы принять это событие. Он сомневался до самого наречения имени сыну. Не мог поверить в реальность происходящего. Поэтому немота так долго и не оставляла его.
Дай же нам, Господи, не только веры в то, что Ты можешь исполнить все наши самые сокровенные просьбы, но также готовность и силы принять их исполнение с радостью и искренней благодарностью за Твою безграничную милость.