Пророчество Исайи 4 глава 2-6 стихи, 5 глава 1-7 стихи
4 глава
2 стих: В тот день отрасль Господа явится в красоте и чести, и плод земли — в величии и славе, для уцелевших [сынов] Израиля.
3 стих: Тогда оставшиеся на Сионе и уцелевшие в Иерусалиме будут именоваться святыми, все вписанные в книгу для житья в Иерусалиме,
4 стих: когда Господь омоет скверну дочерей Сиона и очистит кровь Иерусалима из среды его духом суда и духом огня.
5 стих: И сотворит Господь над всяким местом горы Сиона и над собраниями ее облако и дым во время дня и блистание пылающего огня во время ночи; ибо над всем чтимым будет покров.
6 стих: И будет шатер для осенения днем от зноя и для убежища и защиты от непогод и дождя.
5 глава
1 стих: Воспою Возлюбленному моему песнь Возлюбленного моего о винограднике Его. У Возлюбленного моего был виноградник на вершине утучненной горы,
2 стих: и Он обнес его оградою, и очистил его от камней, и насадил в нем отборные виноградные лозы, и построил башню посреди его, и выкопал в нем точило, и ожидал, что он принесет добрые грозды, а он принес дикие ягоды.
3 стих: И ныне, жители Иерусалима и мужи Иуды, рассудите Меня с виноградником Моим.
4 стих: Что еще надлежало бы сделать для виноградника Моего, чего Я не сделал ему? Почему, когда Я ожидал, что он принесет добрые грозды, он принес дикие ягоды?
5 стих: Итак Я скажу вам, что сделаю с виноградником Моим: отниму у него ограду, и будет он опустошаем; разрушу стены его, и будет попираем,
6 стих: и оставлю его в запустении: не будут ни обрезывать, ни вскапывать его, — и зарастет он тернами и волчцами, и повелю облакам не проливать на него дождя.
7 стих: Виноградник Господа Саваофа есть дом Израилев, и мужи Иуды — любимое насаждение Его. И ждал Он правосудия, но вот — кровопролитие; [ждал] правды, и вот — вопль.
Комментирует
епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Центральное место этого отрывка книги пророка Исайи — песнь о винограднике. Именно эту пророческую песнь имел в виду Христос Спаситель, когда рассказывал притчу о злых виноградарях, которую можно найти сразу у трех евангелистов: у Матфея, у Марка и у Луки. Внутренняя связь песни Исайи и притчи Христа подсказывает, что притчу надо прочитывать имея в памяти слова пророка, а слова пророка для полного понимания требуют знания притчи. Исайя под Божиим виноградником подразумевает Израиль, избранный народ. Бог позаботился о винограднике, «Он обнес его оградою, и очистил его от камней, и насадил в нем отборные виноградные лозы, и построил башню посреди его, и выкопал в нем точило, и ожидал, что он принесет добрые грозды», а вместо этого «он принес дикие ягоды». Вместо добрых плодов послушания в винограднике выросли тернии богоборчества. Христос в Своей причте продолжает мысль пророка, и начинается притча фактически с тех же самых слов: «был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нём точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился» (Мф. 21:33). Далее в притче говорится о том, что хозяин отдал виноградник делателям, то есть работникам, тем, кто должен был блюсти виноградник хозяина и возделывать его, то есть учителям израильского народа. Хозяин неоднократно посылал своих слуг — пророков и праведников Ветхого Завета, но их били и убивали, в конечном итоге он послал своего сына, которого тоже убили. У Исайи виноградник не соответствует надеждам Бога сам по себе, у Христа — не соответствуют те, кто должен был трудиться в винограднике. Итог один: в первом случае уничтожение виноградника, во втором — гибель нанятых работников. В обоих случаях торжествует справедливость. Виноградник в песни Исайи — весь народ Израильский, но мы прекрасно понимаем, что не существует коллективной ответственности, что нельзя сказать на суде о том, что, к примеру, я украл потому, что то же самое сделали тот-то и тот-то. Вернее, сказать то можно, но сказанное не поможет оправдаться. В винограднике Исайи нет правых, Христос же не снимает ответственности с каждого, Он лишь указывает, чья вина больше: тех, кто имеет знание и власть.