Притчи Соломона 14 глава, 15-26 стихи
15 стих: Глупый верит всякому слову, благоразумный же внимателен к путям своим.
16 стих: Мудрый боится и удаляется от зла, а глупый раздражителен и самонадеян.
17 стих: Вспыльчивый может сделать глупость; но человек, умышленно делающий зло, ненавистен.
18 стих: Невежды получают в удел себе глупость, а благоразумные увенчаются знанием.
19 стих: Преклонятся злые пред добрыми и нечестивые — у ворот праведника.
20 стих: Бедный ненавидим бывает даже близким своим, а у богатого много друзей.
21 стих: Кто презирает ближнего своего, тот грешит; а кто милосерд к бедным, тот блажен.
22 стих: Не заблуждаются ли умышляющие зло? но милость и верность у благомыслящих.
23 стих: От всякого труда есть прибыль, а от пустословия только ущерб.
24 стих: Венец мудрых — богатство их, а глупость невежд глупость [и] [есть].
25 стих: Верный свидетель спасает души, а лживый наговорит много лжи.
26 стих: В страхе пред Господом — надежда твердая, и сынам Своим Он прибежище.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий
Считается, что духовная жизнь противостоит жизни интеллектуальной. «Вера и разум — две несовместимые вещи», — говорят некоторые. Так ли это? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 14-й главы книги Притчей царя Соломона, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
В только что прозвучавшем отрывке царь Соломон высказывает важную мысль: глупец — это невежда. Конечно же, речь идёт не о том, что человек, который не получил хорошее образование или учился в школе на тройки — обязательно глупый человек. Совсем нет. Обстоятельства жизни бывают разные. Разными бывают и темпераменты. Трудности со школьной программой были, например, у Альберта Эйнштейна, Исаака Ньютона, Константна Циолковского. По ряду предметов они еле вытягивали на тройки. Да и преподобному Сергию Радонежскому поначалу учёба не давалась. Однако язык не поворачивается назвать их невеждами.
Невежество — это особое состояние ума, когда человек доволен и удовлетворён той примитивной картиной мира, которая живёт в его сознании. Ему особо не интересны окружающие его люди. Он не склонен к рефлексии, к анализу жизни. Он не знает, как посмотреть на обстоятельства глазами другого. Представить событие под иным углом. В этом корень всякого рода узколобости, нетерпимости и фанатизма. И это первый шаг к духовной стагнации и духовному бесчувствию.
Поэтому издрЕвле занятие науками приравнивалось к духовному упражнению. Познание тайны устройства этого мира было уделом жрецов, священников и монахов. Бога можно познавать не только в молитве, но и через Его творения. Апостол Павел, после того как пережил высокий духовный опыт, говорил: «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его». Духовный восторг лишил его дара речи. Он не мог подобрать человеческих понятий и слов, чтобы описать то, что ему открылось.
Подобный восторг испытывает и учёный, когда видит в этом мире след присутствия Творца. Поэтому задолго до апостола Павла древнегреческий философ Сократ говорил своим ученикам: «я знаю лишь то, что ничего не знаю». Это не слова скептика. Это слова человека, который увидел в этой жизни нечто невыразимое и таинственное, проник своим умом и духом в её широту и глубину. А потому, как монах, которому открывается Господь, философ потерял дар речи от восторга. Порой он и не мог отвечать на прямые вопросы, чтобы не упростить той прекрасной картины, которую созерцал.
Итак, каждого из нас царь Соломон призывает искать мудрость всеми силами своей души. Развивать себя не только духовно, но также интеллектуально. Чтобы Вечная Мудрость Божия, пришла к нам и наполнила наше тело, нашу душу и наш ум Своей благодатью.